Независимые автосервисы начали объединяться: что такое РАСТО

Мы поговорили с руководителем Российской Ассоциации Станций Технического Обслуживания (РАСТО) Ольгой Селезнёвой (на фото в центре), которая рассказала о том, как консолидация помогает решить накопившиеся проблемы и зарабатывать больше, привлекая новых клиентов.

— Ольга, расскажите, как отраслевое сообщество отреагировало на амбиции по созданию федеральной ассоциации независимых сервисов?

Мы молодая организация, созданная в сентябре прошлого года на базе ТЦ «ВОЛИН», сегодня мы объединяем 16 членов, представляющих 50 независимых станций от Санкт-Петербурга до Нижневартовска. Но наше начинание уже вызвало серьёзный отклик у профессионалов. Буквально каждый день мне звонят с вопросами о нашей работе и возможностях вступления в Ассоциацию.

Скажу сразу, мы приглашаем к сотрудничеству профессионалов из всех сегментов НСТО. Которыми могут быть индивидуальные механики, работающие в собственном гараже, владельцы небольших сервисных мастерских или руководители крупных техцентров. Главное условие — наличие собственного авторемонтного бизнеса, либо руководство действующим предприятием по обслуживанию транспортных средств (ОКВЭД 45). А самое интересное, что для каждого сегмента, в рамках ассоциации, есть свои инструменты развития.

— Что, на ваш взгляд, вызвало такой интерес со стороны коллег?

Думаю, высокая потребность в поддержке и обмене информацией. Понимаете, сегодня представители независимого сегмента, по сути, в одиночку справляются со всеми сложностями, каждый раз изобретая велосипед, даже в элементарных вещах. А мы предложили действовать сообща, делиться опытом с коллегами по цеху, вместе решать проблемы, чтобы делать отечественный сегмент авторемонта более цивилизованным.

В первую очередь РАСТО — это удобный доступ к свежей технической информации по ремонту автомобилей, которая сегодня практически закрыта для независимых СТО, особенно небольших. Мы уже добились разрешения пользоваться базами от Toyota, активно работаем в этом направлении и по другим производителям.

Крупные участники РАСТО напрямую работают с мировыми поставщиками запчастей и оборудования, поэтому мы можем предоставлять членам нашей организации доступ к их тренингам, новинкам, каталогам и даже промопродукции.

Особенно отмечу возможность полной систематизации бизнес-процессов НСТО под каждый сегмент. А также, правовое сопровождение и юридическую поддержку наших членов. Для малых и индивидуальных мастерских — это путь в легальное правовое поле, чтобы не бояться штрафов и проверок. А крупному бизнесу РАСТО способна предложить содействие в масштабировании или переориентации дела. Например, в последнее время, в связи с закрытием ряда официальных дилеров, востребована помощь по перепрофилированию дилерских центров в независимые СТО.

И, конечно же, это обучение сотрудников, повышение их профессиональных навыков и помощь в решении кадрового голода.

— Если говорить о решении проблем автобизнеса, давайте попробуем сформулировать главные сложности для НСТО?

В рамках РАСТО мы уже это сделали. Не так давно провели исследование, составив ТОП-10 типичных проблем независимого автосервиса. Каким же было моё удивление, когда оказалось, что семь пунктов из десяти, в своём бизнесе я уже давно решила.

В списке было обновление программного обеспечения; отсутствие точек ремонта спец инструмента; утилизация отработанного масла, проблемы с оборотной водой для моек и другие вопросы. Все они решаются быстро, в каком-то случае достаточно передать коллегам наработанные технологии, а где-то просто поделится связями и контактами.

И только три пункта из десяти, есть практически у всех, даже у самых крупных. Первый — это кадровый голод, второй — сложности с обучением  сотрудников. А третий базовый — как задушить конкурентов. Сразу скажу, третья задача решается только повышением качества и сокращением издержек, автомат Калашникова здесь не поможет.

Сокращение издержек можно добиться благодаря внедрению правильных бизнес-процессов, грамотной загрузке ремзоны, применению более эффективного инструмента и технических решений.

А, вот, качество можно выдать только благодаря грамотным ответственным сотрудникам, которые обладают доступом к свежим технологиям ремонта, и ставят на машины клиентов проверенные запчасти и расходные материалы. Как итог — повышение конкурентоспособности и прибыль.

В основе всего: технологии, обучение, проверенные поставщики и партнёры. В каждом из этих пунктов может помочь именно ассоциация РАСТО.

— Если я правильно понимаю, то вопросы обучения и повышения квалификации для независимых СТО являются основными?

Всё так. Ещё я бы добавила сюда кадровый вопрос как таковой. И вопрос оценки квалификации сотрудников.

РАСТО

Очень часто независимым автосервисам просто негде взять готовых специалистов, также непросто организовать системное обучение для уже имеющихся, особенно в мультипрофильном формате. Да и объективно оценить квалификацию работников, зачастую, просто некому.

Посмотрите, как формируется кадровый состав НСТО. Часто будущий специалист набирается опыта у разных официальных дилеров, потом покупает свой гараж или идёт работать в независимое СТО. Но время не стоит на месте, выходят новые автомобили, появляются новые технологии ремонта, новое оборудование и инструмент, а квалификация-то осталась прежней. И мастер за что-то уже не берётся, где-то допускает ошибки. Растут издержки по гарантии, уходят клиенты, падает прибыль.

Как решить эту проблему? Только обучением. В ассоциации мы сотрудничаем с производителями программного обеспечения, гаражного оборудования (в том числе стендов и сканеров), инструмента, с производителями запчастей… Всё это происходит напрямую, без посредников. Мы можем организовать бесплатные тренинги и семинары совместно с производителями автокомпонентов, а также глубокое модульное повышение квалификации по клубным ценам.

— На основе чего вы планируете разрабатывать собственные курсы повышения квалификации?

Мы уже активно и успешно работаем в этом направлении, сотрудничая с ведущими автотранспортными колледжами подмосковного региона. Такую работу я начала несколько лет назад в ТЦ «ВОЛИН» с составления статистики.

Оказалось, что конверсия выпускников автотранспортных техникумов, в течении трёх лет, в работников СТО составляла не более 2%. Чтобы изменить этот тренд, мы пошли в колледжи, совместно с ними разработали новые обучающие модули, начали брать на круглогодичную практику студентов. В результате у нас есть грамотные молодые профессионалы, которых не нужно переучивать, а можно сразу ставить на пост и доверять машину клиента.

Кроме того, члены РАСТО входят в комиссию при Совете по профессиональным компетенциям (СПК), который формирует будущий профстандарт, обязательный для отрасли с 2021 года. Отмечу, что благодаря нашей работе, новые требования к сотрудникам СТО будут учитывать специфику не только автомобилестроения, как предполагалось ранее, но и специфику работы в автосервисах.

На основе огромного опыта, описанной выше работы, мы создали систему тестирования сотрудников автосервисов, прогнали её через три колледжа и группу партнёрских станций. Результаты получили любопытные. Среди сервисных специалистов средний балл по тестам составил 75-85%, студенты справились в среднем на 70%, а преподаватели колледжей — на 52%.

Это не говорит, о том, что кругом неумехи, которых надо гнать взашей. Результаты тестов очень точно показывают те узкие места, где знания конкретным людям надо восполнять. Показательно, что  сервисы, где сотрудники после тестов «подтянулись», сократили количество брака, а значит, сократили и издержки.

Теперь мы можем провести подобную диагностику навыков для каждого сотрудника сервисной станции, среди членов нашей ассоциации, и дать персональные рекомендации по развитию компетенций каждого работника.

— А каким образом в ассоциации будет выстроена работа с ведущими мировыми производителями запчастей?

Они смогут стать партнёрами РАСТО, также, как производители диагностического и гаражного оборудования, автохимии, смазочных материалов, гаражного инструмента. Мы открыты для партнёрства со всеми представителями автобизнеса.

Начнём с того, что производители через ассоциацию смогут доводить информацию о своих новых продуктах и технологиях до мастеров и руководителей технических станций. Им больше не придётся по крупицам собирать аудиторию, достаточно будет прийти на наши площадки. Сотрудники СТО Членов Ассоциации изначально заинтересованы такой работе, они хотят встречаться с представителями брендов, получать новые знания.

Кроме того, бренд напрямую сможет собрать информацию об объёме продаж, причинах рекламаций, проводить исследования по ресурсу и «поведению» запчасти в разных климатических зонах России.

Совместно мы сможем делать качественные инструкции по установке, учиться пользоваться специальными инструментами и технологиями, рекомендованными производителем.

Я уже не говорю о совместных федеральных акциях, гарантийных программах и политике поддержки сервисных станций.

— Говоря об ассоциации, очень хочется спросить о выгодах, например при закупках оборудования или запчастей. Что в этом плане для своих членов предложит РАСТО?

В дальнейшей перспективе мы прорабатываем вопрос создания торговых союзов на базе Ассоциации, для приобретения значимых партий оборудования, расходных материалов и запчастей на выгодных условиях.

Но, даже в начале пути, объединение позволит оптимальнее работать с дистрибьюторами запчастей, которые в последнее время навязывают НСТО свои карманные бренды, не всегда хорошие по качеству. Ведь укрупняясь, мы становимся значимыми для дистрибьюторов. А прямая работа с поставщиками запчастей поможет запускать федеральные акции в рамках Ассоциации, что также, сулит дополнительную прибыль.

Кроме того, малые и гаражные мастерские смогут приобретать запчасти, смазочные и расходные материалы через более крупных членов Ассоциации, чтобы не рисковать и быть уверенными в качестве продукции. Думаю, и финансово так будет для всех выгоднее.

— Какие планы для Ассоциации вы ставите сегодня и какие направления работы для вас приоритетны?

Под каждую задачу, о которых я говорила выше, в РАСТО созданы профессиональные рабочие группы, мы готовим базу для каждого из направлений. Например, идём в направлении создания продуктов для разных категорий участников Ассоциации. Например, в нашем арсенале уже есть проект региональной автосервисной станции под ключ, идеальное решение для создания сети НСТО или реконструкции старой мастерской.

Но приоритетными, на данный момент, являются кадровый вопрос, задачи обучения сотрудников и получения доступа к технической информации от производителей.

Для их решения мы ведём переговоры с антимонопольной службой России, рядом иностранных автосборочных предприятий. В ближайшее время, с поправками на коронавирус, у меня запланированы поездки в Орёл, Ярославль и Владимир для проработки внедрения в местных колледжах программ обучения специалистов для СТО. А в долгосрочной перспективе, на базе ТЦ «ВОЛИН» будет построен крупнейший в России обучающий ресурсный центр.

Не прекращается работа и над созданием профстандарта, который должен быть утверждён через год. Напомню, что он устанавливает новые требования к профессии «Автомехатроник по ремонту автотранспортных средств» и вскоре будет определять нашу жизнь и работу.

Из текущей деятельности, мы сообща ищем выход из сложной ситуации, связанной с массовой самоизоляцией граждан, проводим вебинары и пытаемся адаптироваться к неожиданно возникшим обстоятельствам.

— Чтобы подвести итог, расскажите, для кого создана ассоциации РАСТО?

Для тех, кто любит и уважает свою профессию, хочет развиваться в ней и больше зарабатывать.

Для тех, кому нужна цивилизованная, качественная индустрия сервисного обслуживания, больше лояльных и платёжеспособных клиентов.

Для тех, кто хочет быть уверенным в своих поставщиках и партнёрах.

В конце концов, для тех, кому нужен верный помощник. Ведь, РАСТО — это, фактически, многофункциональный центр услуг для автомобильного бизнеса, призванный обеспечить рост и развитие вашего дела.

Справка:

Ольга Селезнева — глава Ассоциации РАСТО, генеральный директор Технического Центра  «ВОЛИН», который уже много лет является площадкой для встреч отраслевого сообщества. Здесь проходят круглые столы, для обмена опытом, испытания новых продуктов от производителей запчастей, автохимии, диагностического или гаражного оборудования, отраслевые конференции.

Техцентр работает более 17 лет, сегодня его посещаемость составляет 4200 автомашин в месяц. В своём портфеле мастерская содержит все виды ремонта и технического обслуживания автомобилей легкового и коммерческого транспорта — от слесарного до кузовного ремонта. Ольга Селезнева является соучредителем Ассоциации РАСТО, второй соучредитель — Николай Янковский, заместитель генерального директора по сервису VIANOR.

Текст подготовил: Иван Лапырин

РАСТО

 

Сайт региональной Ассоциации
станций технического обслуживания

rasto.net

Нужна реклама?

Расскажите о себе миллионной аудитории BUSINESS

Подписывайтесь