Техосмотр 2022: в чём подвох, если диагностическая карта для полиса ОСАГО не нужна

С 30 декабря 2021 года в России официально отменили обязанность проходить техосмотр для гражданских авто в ряде случаев. Перед этим в августе обязали страховые компании продавать полисы ОСАГО без диагностической карты. Что будет, если ДТП произойдёт из-за технической неисправности?

Страховые компании отрицают возможность отказа в выплате при ДТП, если у автовладельца нет диагностической карты.

«По закону страховщик не может отказать в выплате по ОСАГО из-за отсутствия ТО […], но в ряде случаев может применить право регрессного требования к виновнику ДТП» — рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Регрессное требование — это когда сначала страховщик выплачивает компенсацию потерпевшей стороне, а затем взыскивает всю эту сумму с виновника ДТП. Такое требование может быть выставлено в нескольких случаях, в частности:

  • если виновником ДТП стал автомобилист на личном транспорте и авария произошла из-за неисправности его машины (например, были неисправны тормоза, рулевое управление и т. д.), а действующей диагностической карты у него не было;
  • при оформлении ОСАГО автовладелец указал неверные сведения, чтобы уменьшить стоимость полиса;
  • виновником ДТП стал автомобиль с прицепом, который в ОСАГО не вписан (на прицепы для легковых машин не распространяется).
  • если у автомобиля, который используется в качестве такси, а также автобусов, грузовиков для перевозок опасных грузов не пройден техосмотр;

Аварии, которые происходят из-за технической неисправности автомобилей встречаются крайне редко — их доля варьируется от 1 до 2% в разных отчётах страховых компаний. Основными причинами ДТП в страховом сообществе принято считать нарушения ПДД, неожиданное изменение дорожных условий и человеческий фактор.

Кому предъявят регресс, если виновник ДТП прошёл техосмотр

Если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то, по закону об ОСАГО, регресс по причине неисправности транспортного средства к нему предъявлен быть не может. В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» страховщик имеет право предъявить регрессное требование уже к оператору технического осмотра.

  Каким авто и в каких случаях всё равно придётся проходить техосмотр, а к каким из них могут выписать штраф за езду без ТО после 1 марта 2022 года, см. в нашем материале «Техосмотр 2021-2022».

С 9 января 2022 г. – новые правила ОСАГО

Центробанк РФ расширил границы тарифного коридора по ОСАГО, чтобы страховые компании могли ещё больше снижать тариф «хорошим» водителям. При этом «лихачам» можно будет увеличивать стоимость страховки. Об этом говорится в Указании Банка России, сообщает пресс-служба регулятора.

В Указании ЦБ отмечается, что диапазон расширения базовых ставок – как вниз, так и вверх – составит:

  • для легковых автомобилей физлиц – 10%;
  • для общественного транспорта (автобусов, троллейбусов и трамваев) — 4,9%;
  • для других категорий транспортных средств (например, такси) — 30%.

Также пересмотрены коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя, а также коэффициенты за аварийность (коэффициент бонус-малус, КБМ). Кроме того, проведена дополнительная калибровка региональных коэффициентов. «Указание вступает в силу с 9 января 2022 года, за исключением положений о КБМ, которые начнут действовать с 1 апреля 2022 года», – уточнили в ЦБ.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ