30 ноября Государственная дума приняла законопроект об увеличении срока лишения свободы для правоохранителей, которые незаконно преследуют предпринимателей. Закон вносит поправки в статью 299 УКРФ, речь в которой идёт о незаконном возбуждении уголовного дела и уголовном преследовании заведомо невиновного.
Так п. 3 ст. 299 УКРФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет за незаконное возбуждение уголовного дела, если деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба.
Крупным ущербом, согласно уточнению, является сумма 1 500 000 руб.
«Ожидать, что уже завтра повалятся уголовные дела на оборотней в погонах, которые мешают честным и порядочным бизнесменам поднимать экономику страны, не нужно. Практика по таким вопросам накапливается трудно и годами», — рассказал GazetaBiznes.Ru Сергей Кузнецов, председатель Одинцовской районной коллегии адвокатов.
На практике распространены случаи, когда уголовное дело возбуждается не в отношении конкретного предпринимателя, а по факту совершения преступления, говорится в пояснительной записке к президентскому закону. Такие дела расследуются в течение нескольких месяцев, а затем прекращаются, что нередко приводит к частичному или полному разрушению бизнеса.
«Уголовное преследование бизнеса есть недобросовестная конкурентная борьба и надо уметь отличать её от пристального расследования обстоятельств уголовного дела. Это очень размытые понятия, под которые можно подвести практически любое действие органов», — считает Сергей Кузнецов.
В 2015 г. было возбуждено 234 620 экономических дел – на 22% больше, чем в 2014 г., свидетельствуют данные Генпрокуратуры. При этом всё больше предпринимателей находятся в СИЗО и до суда их дела не доходят, передают «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу Бориса Титова, уполномоченного по правам предпринимателей.
Ни один человек в 2015 г. не был осужден по ст. 299, по данным судебного департамента Верховного суда. Следственные органы не хотят применять ее, передают «Ведомости» слова Андрея Бастракова из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
«Возможно, что этот закон станет очередной «палкой», которая позволит «завалить и растоптать» кого-то негодного. В России довольно много законов «накопительного» действия. Пока ты не интересен, они тебя не касаются, но как только дойдёт дело – любое нарушение могут припомнить – говорит Кузнецов. Например, дали должностному лицу дело для расследования, санкционировали жесткие действия в отношении предпринимателя, а потом подвели следователя под статью за уголовное преследование бизнеса или причинение ему крупного ущерба – предполагает адвокат.
По словам Кузнецова, дополнительная возможность сообщить о противоправных действиях несет положительный характер. Для того чтобы понять, к кому обращаться в случае нарушения нового закона, нужно рассматривать конкретные случаи. Если речь идёт о попытках «отжать у коммерса магазин где-нибудь, например, в Часцах», жаловаться в ФСБ может быть нерациональным решением — у этой структуры есть дела посерьёзнее.