Сергей Владимирович Лебедев, заместитель директора Колледжа автомобильного транспорта (КАТ9).
— У каждой из участников сторон: профессионального образования и работодателей свои сильные стороны и недостатки. И, если научиться брать у каждого лучшее, выиграют и дети, и отрасли, и страна в целом. Есть часть образовательной программы, которую объективно хорошо дают преподаватели, есть блок специализации и производственной практики, то, что может поддержать отрасль.
Самая высокая мотивация у студентов первого курса СПО, хорошо работают встречи с практиками, экскурсии на предприятия, мастер-классы от экспертов. Далее — студент «подрос» , он уже нуждается в полноценной практике, навык он в руках, в моторике.
Как строится взаимодействие с предприятием? Важно, чтобы работодатели принимали постоянное участие в оценке качества подготовки кадров.
Резюме выступления — надо работать вместе, чтобы получить в итоге профи, ценного для рынка специалиста.
Начинать работу надо как можно раньше, а лучше со школы. Понимание профессии студентом — это уже ценность.
Колледж автомобильного транспорта ( КАТ9) — это отраслевой колледж, приезжайте, смотрите, включайтесь в совместную работу.
Сергей Владимирович Кожухов, руководитель АКАДЕМИИ РОАД, заместитель председателя HR-комитета Ассоциации РОАД, руководитель комитета СПКА по профессиональному образованию в автомобилестроении.
— Вы, участники выставки, на сессии в 16 часов — это значит тема волнует каждого из вас, благодарю.
Мы сейчас наблюдаем уникальную ситуацию — мы вместе на а одной сцене собрались представители системы образования, бизнеса самых разных форматов отраслевых ассоциаций, ресурсный центр профессиональной подготовки и центр занятости.
Так давайте быть внимательными и пользоваться случаем — государство слышит нас и слушает, даёт возможность менять систему. Такого не было, поверьте, по крайней мере, с 2000-го года!
Работодатели, представители крупных автомобильных холдингов часто не идут в колледжи, потому что у сильных больших компаний свои мощные учебные центры. В остальном, бизнес привык «хантить» уже готовых профи, а не готовить самостоятельно. Трудно и затратно.
Хочется изменить правила — и начинать до того, как ошибки уже совершены.
Как мы вместе начали решать проблему дефицита кадров в отрасли автобизнеса?
РАСТО, РОАД, колледжи, вузы — мы вместе работаем с Советом профессиональной квалификации в автомобилестроении.
Уже есть успех, 2 стандарта профессий — продавец авто, специалист по мехатронным системам — в стадии завершения.
Много общения и способов с ФУМО, это диалог — и это хорошо. Мы постепенно получаем сильный инструмент взаимодействия — аккредитация образовательных программ. Новый проект — «Единая база практики».
Студентам непросто сориентироваться в мире бизнеса. Люди приходят на экскурсию и говорят — «не верю, что меня тут ждут. Что я тут могу и смогу работать. Экскурсии, практика — это способ дать студенту шанс. В сообщество включаются все новые небезразличные люди — мастера проф. обучения, руководители предприятий, наставники и т.д.
Ученики приходят в колледж самым разным образом. Порой совершенно случайно, просто потому, что был бесплатный набор. Чтобы люди остались в профессии, надо дать им ее понимание, ее ценность.
А значит — вовлекать представителей бизнеса и образования, интегрировать в реальность.
Во всем этом помогает агрегатор — praktikant-road.org Агрегатор даёт выбор — бренда, специальности, масштаба и типа компании, для предприятий тоже выгодно — снижается стоимость и срок адаптации сотрудника, и снижается колоссально!
В агрегаторе есть персональные кабинеты и для студентов, и для бизнеса, и для преподавателей. Студент может «забронировать» практику в удобном районе, в желанном бренде, в комфортной среде онлайн.
Заявку студента система подхватывает, проводит кандидата через базовое тестирование и далее идёт постоянное отслеживание пути на протяжении всего обучения — год, два, три. Попав в систему, лучшие затем входят в кадровый резерв.
В этом году 104 студента КАТ9 подготовили квалификационные работы под стандарт бизнеса 22 и получили сертификат. После армии их ждут на работу!
Работа со студентами — это ответственность!
Значит, это стандарты проведения практики. Взяли студента? Не для того, чтобы он сидел в углу или мел полы. У компании, ответственной за практику, тоже должен быть стандарт работы. Проект расширяется. Сейчас он активен в Москве, но подхвачен на Урале и далее идёт расширение географии.
Ирина Тихомирова, заместитель директора ГБУ «Моя карьера» г. Москва.
— Мы с вами из иного поколения, настойчивы и упрямы. Я вот шла сюда по жаре и никак не могла найти адрес, я звонила и спрашивала — и я здесь. Дети, которые ищут свой путь в жизни, сейчас иные, гораздо менее упорные и нацеленные на результат. Им надо помогать и направлять. Из всего выпуска колледжей лучший процент трудоустройства 10%, наверное.
Огромное число взрослых работает над мотивацией детей к профессии. Мы — переводчики. Работодатель говорит что-то скучное и невнятное — «нам надо, чтобы ты овладевал квалификацией»… Мы переводим это на язык молодых. В их поле интересов и потребностей. Будет совпадение — будет и успех в профессии! Мы исследуем психологию поиска работы, работаем с самыми разными сферами — педагогика, гостиницы, питание и т.д.
Исследование показало, что не знают «свою» отрасль, не понимают, что будет делать в жизни, пытаясь знакомиться, дети видят трудности, а вот показать перспективу гораздо сложнее! «Вы нам нужны» — такое дети слышат очень редко.
От первого опыта зависит не только останется ли ребёнок к этой компании, но и в отрасли в целом.
Дети слабо социализованны. Они не знают, как найти себе работодателя.
Мы инициировали в Москве проект совместно с департаментом образования колледжами, чтобы помочь правильно искать работу.
Колледж автомобильного транспорта (КАТ9) реально — лидер, они далеко ушли в мотивации детей, но надо передовые практики дать всем колледжам! Создать отраслевой стандарт подготовки. Только так любой работодатель, принимая выпускника на работу, будет знать с уверенностью, что именно он — это тот, кто нужен.
Как долго адаптируется начинающий — срок, точно?
Чем хороша работа со студентами? Можно вкладываться и постепенно сверять свои ожидания с реальностью. На ранних этапах отбирать людей, а затем их «шлифовать».
А начало — профориентация, не на уровне школьников. Это выше, от первого курса, от мастер-классов и экскурсий — создать свой авторитет, создать заинтересованность в себе и отрасли.
Ещё один блок для работодателей — это корректировка образовательных программ. Они объёмны. 70 страниц, для незнакомых с темой — это ужас. Я прочла много таких программ и утверждаю — они имеют отличное содержание. Вот только создаются они в кабинетах, а соответствовать должны жизни. Достроить до практики без бизнеса невозможно.
Промежуточная аттестация — тоже важно. Но разве это видит работодатель? Он видит лишь диплом , а как учился? Был ли вовлечён?
Чтобы знать человека, надо участвовать в его подготовке, тогда вы оставите свою оценку, вместе создадите реальное портфолио студента!
Модератор сессии Ольга Селезнёва.
— Мы — за дуальное обучение. И работаем в теме обучения через центры компетенции РАСТО. Мы представлены в 5-ти Федеральных округах.
Наш фокус — это Москва и область. 3 года мы выстраиваем партнёрство с колледжами и техникумами. Непросто сходить и посмотреть разок колледж и на студентов. Это системная работа — каждую неделю надо общаться с представителями колледжа, студентами, мастерами, делиться опытом.
2% — моя цифра по трудоустройству из всего объема выпуска колледжей. Мы работали по базе «Кадры Подмосковья», смотрели трудоустройство выпускников, обзванивали. Плачевный результат.
На 1-м курсе у студента мотивация 80% пойти в специальность, к последнему году она угасает до 2%.
На первом году и надо забирать лучших! Нет понимания перспективы личностного и профессионального роста — это важнейший фактор демотивации.
Пришло иное поколение. Они хотят «здесь и сейчас», не готовы работать «за спасибо» или «потом».
Видим решение проблемы так — не надо учить всему и сразу, достаточно дать базис профессии и доучивать на рабочем месте.
Мы живем в мире, очень отличном от СССР. Нет востребованности инженерных знаний. Нет роста в профессии. Страна превратилась в сборочный цех.
От 21 автомобильных заводов практически ничего не осталось. В ВУЗы идут не ради науки, а ради диплома.
Знания, умения и навыки уровня колледжа более применимы к жизни, есть возможность заработать. Мы сформировали профессиональные стандарты обучения, под уровень базы для колледжа, но без практики они мертвы.
Кто-то рад, что мировые бренды уходят из РФ. Для меня это страшное горе. Бренды мирового уровня сортировали рынок, подняли на иной уровень ремонт автотранспорта постгарантийного обслуживания.
У нас — НСТО — нет прямого доступа к технологиям автопроизводителя сегодня. Но мы смогли построить образовательный модуль благодаря производителям автокомпонентов , поставщикам на конвейер. Каждый описал свою систему автомобиля. Получилось великолепно!
Благодаря этому, краткосрочная дуальная подготовка (дуальное обучение) — принесла колоссальный успех, даёт по нашему опыту десятикратный прирост вовлечённости в профессию, готовности остаться в реальной резонёры и строить там карьеру.
Уверена — нужна богатая среда для развития студентов и молодежи, социум. Профилировать надо гораздо раньше. Буквально с детсада!
Мы — РАСТО и ВОЛИН — проводим фестивали рабочих профессий, профориентации, мастер-классы, тренинги.
За последний месяц поступило только в округе Одинцово 40 заявок на экскурсии, посвященные профориентации.
Проводили в КАТ9 ярмарку вакансий, пришли на неё лишь 5 работодателей. Это — в дефицитном по кадрам рынке! Вот эти 5 и выживут. Надо создавать базис под будущее.
За 3 года сотрудничества с колледжами РАСТО провела 230 мероприятий. Благодарим за поддержку РОАД. Мы призываем тиражировать успех!
Владимир Ведута, директор центра опережающей профессиональной подготовки — ЦОПП.
— Ещё один агрегатор ресурсов для подготовки в профессии — коммуникатор с работодателями. Мы — «единое окно» для работодателей, студентов, колледжей. Надо вместе работать с самого начала.
Колледжи, уверенно говорю, открыты для работодателя в любое время. Наши 118 колледжей МО открыты для вас. Мы — региональный оператор образовательных программ. Для студентов очень важно увидеть реальный мир. Приглашаем к участию.
Вы даёте нам вакансию — мы транслируем ее всем студентам.
Мы готовы дорабатывать программы под запросы рынка, чтобы максимально наладить соответствие запросам.
Мы провели мониторинг. Да, в отрасли автосервиса худшие показатели официального трудоустройства… хотя до 85% реально остались в отрасли и работают «как угодно» — в гаражах, кое-как.
И студенты уже не готовы расти — «и так сойдёт». В итоге падает уровень оказания услуг, падает безопасность автотранспорта на дороге.
Лучше работать с самого начала вместе и в итоге устраивать выпускников «в белую».
Надо притом понимать, наши работы, наше партнёрство — это вдолгую. Не будет результата через месяц или даже год.
Но мы поддерживаем тоже вдолгую — дообучаем тех, кто у вас в штате и под риском увольнения. Переобучаем бесплатно.
Мы не решим все проблемы отрасли, но помощь окажем, реальную.