Выставка CTO EXPO – устойчивый тренд для развития

На выставке СТО – ЕХРО стартовала панельная дискуссия на тему: «Развитие системы подготовки кадров в автомобильной отрасли. Комплексный подход и лучшие практики».

В дискуссии приняли участие представители Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении, Национальное агентство развития квалификации, ассоциации РОАД и РАСТО.

Основные темы сессии:

  • Национальная система профессиональных квалификаций. Тенденции и планы;
  • СПКА. Система профессиональных квалификаций в автомобилестроении на 2023 год;
  • СПКА. Мониторинг рынка труда. Прогноз перспективных квалификаций. Стратегия кадрового обеспечения отрасли 2035;
  • СПКА. Независимая оценка квалификаций в автомобилестроении. Новые возможности для бизнеса;
  • РАСТО и РОАД. Трансформация отраслевой системы подготовки кадров. Лучшие практики.

Спикеры сессии:

  • Факторович А. А., заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций;
  • Ушенин А. М., председатель Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении;
  • Свиридова М. Е., руководитель Комитета по мониторингу и прогнозированию рынка труда и профессиональным квалификациям в автомобилестроении;
  • Сереженкин А. М., заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении;
  • Селезнева О. В., президент Ассоциации «РАСТО», руководитель техцентра «ВОЛИН»;
  • Какурин В. Ф., руководитель проекта «Единая база практики Ассоциации «РОАД»;
  • Кожухов С. В., руководитель Комитета СПКА по профессиональному образованию в автомобилестроении.

Алла Факторович

Алла Факторович

Важно сближать стандарты и нормативы государственного и частного — так образуется единое пространство профессиональных стандартов.

Оценка качества подготовки – это ключевой момент подготовки будущего специалиста.  Задача высшего образования стать более ориентированным на практику, где профессиональный экзамен будет тренд следующих лет.

Необходимо ускорить разработку профессиональных стандартов без потери качества описания всех требований к квалификациям профессиональной деятельности. Дальнейшее расширение числа сфер экономики, где независимая оценка квалификации становится обаятельной, неизбежно.

Александр Ушенин

Александр Ушенин

За время работы комитета выпущено более 20-ти новых квалификаций и обновлено 13. Сегодня рынок труда быстро меняется и требует постоянного обновления.

Автомобилестроение – это полный жизненный цикл автомобиля: от производства компонентов до сервиса и утилизации.

В рамках Совета СПКА существуют 3 центра оценки квалификаций (ЦОК) и 4 экзаменационные площадки. Профэкзамены уже проводятся по 7-ми квалификациям автопрома, автосервиса и ремонта.

Профориентационных проектов много, отмечу «Конструктов карьеры» и «Квалификация наставников», последнее особенно интересно, этот тип передачи опыта был широко развит и успешен раньше в СССР и он возрождается.

Аккредитация образовательных программ — это тоже часть работы Совета СПКА.

Пример — КамАЗ и Казанский технологический университет — создано 5 кафедр, и руководители — управленцы КамАЗ.

Майя Свиридова

Майя Свиридова

В мониторинге участвуют все цепочки обслуживания автомобилей, сборочные предприятия, дилеры, СТО, производители компонентов.
Рынок труда в печальном положении, дефицит тормозит работу.
Незакрытые вакансии (их нет, людей) – водитель, автомеханик, автомаляр, автожестянщик.

ТОП-10 профессий в автомобилестроении, где место №1 — обычный автомеханик.

В перспективе развития рынка труда – это программная инженерия, архитектор систем управления, специалист по проективной диагностике, по водородным технологиям.

Разработана дорожная карта кадрового развития отрасли — базис для стратегии кадрового развития отрасли.

Чего хотят работодатели от системы образования? Производственные программы повышения квалификации преподавательского состава, гибкие цены обучения сотрудников, компенсация затрат обучения сотрудников.

Мониторинг 2023 на старте, смотрите информацию на сайт комитета, можно присоединиться и высказать свои идеи и боли.

Алексей Сереженькин

Алексей Сереженькин

Кому нужен профессиональный экзамен и чья это инициатива? Сам соискатель или работодатель заинтересованы в оценке квалификации сотрудника.
Принципы оценки — открытость, конфиденциальность материалов, право на апелляцию, поддержка работодателя и т.д.

Схема многоуровневая — от совета при президенте и национального агентства развития квалификаций до локальных уровней в отрасли и на территории — СПКА и далее конкретный ЦОК.

«Перейдя на язык бизнеса — вы одетые провести аттестацию персонала в формате независимой квалификации. Это и вычеты для компании, и подтверждение уровня персонала, важное для участия в ряде тендеров. А ещё это мотивация сотрудников — как к ним относится этот работодатель. В рамках своей дилерской группы мы развивали учебный центр и видели, что «входной материал» — выпускники ВУЗ — лучше не становится, так мы пришли к идее взаимодействия с системой образования через РОАД» — от модератора Кожухова, РОАД.

Ольга Селезнёва

Ольга Селезнёва

Для меня как руководителя техцентра важнее всего, когда студент или выпускник может быть принят на работу, его знания и навыки достойны и применимы в практике.
Профстандарт даёт будущему работодателю полное понимание того, какого уровня специалист перед ним.

Наша задача — совместить образовательный стандарт с профессиональным!
Мы в сложных условиях. Класс мастеров производственного обучения, фактически вымер, но надо объединяться и готовить кадры совместно. На рынке нет готовых специалистов. Нет совершенно!

Сегодня бизнес вынужден сам готовить кадры. Как ТЦ Волин, как ассоциация РАСТО. Мы привлекли производителей автокомпонентов для создания программы обучения, и сейчас, молодые ребята получают профессиональное обучение на производстве, «цеховое» образование, базовое для начинающего специалиста.
Выработали модель непрерывного образования для молодёжи «школа-колледж-предприятие».

Нет смысла в студентах, принявших решение о работе на 3-м курсе и позже. Интерес к специальности должен возникать уже в школе. А создаёт его возможность увидеть силу и красоту профессии — при визите к лучшим, как «Бизнс-Кар» или «Волин».

Рабочие профессии не популярны? Что сделано, чтобы повысить их престиж? По сути, ничего.

Родители — для них тоже вырастить специалиста, профессионала — сложно. Общественно полезный труд не популярен в обществе. Это культивируется медленно и сложно, с кружков в школе, а не экране смартфона. Реклама Озон, Яндекс и блогеры как мечта о работе…

Такую ситуацию надо кардинально в государстве менять, привлекать предпринимателей и общество.

Чего хотим? Максимум практики 50% от теории, учёба на производстве.
Увы, пока плохо работает наставничество, быть сегодня наставником трудно и невыгодно.

Опять популяризация — профориентация детей и молодёжи. Статус педагога — это ценности, патриотизм.

«Мы, как пример, капля в море. В одиночку, без государства не справиться. Мы готовы передать свой опыт, но нужна реформа системы профобразования с активным участием общества, бизнеса, власти» — комментирует спикер.

Виталий Какурин

Виталий Какурин

Студентам предложены все площадки дилерских предприятий: Москва, Санкт-Петербург, Пермь.  Можно выбрать автобренд, локацию, чтобы максимально удобно и интересно пройти практику и далее по результатам — устроиться на работу.

Сергей Кожухов

Сергей Кожухов

В конце дискуссии поблагодарил участников за активную позицию и обратился к аудитории выставки принимать участие в мониторинге рынка труда, во всех отраслевых мероприятиях и встречах, в работе с колледжами и вузами.

Выражаем огромную благодарность администрации выставки СТО EXPO в предоставлении площадки.

Администрация выставки СТО EXPO

Подписывайтесь на BUSINESS