Техосмотр 2021: если диагностическая карта для полиса ОСАГО больше не нужна

Более жёсткий контроль за обязательным прохождением техосмотра гражданских автомобилей, введённый с 1 марта 2021 года, планируют отменить. Вдобавок сам техосмотр фактически будет отменён тоже. Соответствующие поправки в закон уже прошли второе чтение. За полную отмену выступает руководитель Госавтоинспекции Михаил Черников. Можно ли рассчитывать, что инициатива Черникова будет воплощена в новом законе с учетом нынешних политических и экономических реалий, рассказала глава Региональной Ассоциации независимых автосервисов (РАСТО), Ольга Селезнева.

Руководство РФ неоднократно обращало внимание на «войну на дорогах», где из-за неисправных автомобилей гибнет большое количество граждан. За 2020 на российских дорогах погибло 15788 человек из них 502 ребенка до 16 лет и 175170 получили ранения из них 16675 детей до 16 лет. В 2020 году доля ДТП из-за неисправности транспортного средства увеличилась на 5,3%. И это в год пандемии, когда движение по дорогам было максимально свободным.

Именно поэтому в России с 1 марта 2021 года действует (пока действует) новая система технического осмотра автомобилей, включающая обязательную фотосъёмку автомобиля и подтверждение техосмотра с использованием ЭЦП.

«К Реформе готовилось многочисленное количество предпринимателей. Приводились в соответствие техническое оснащение пунктов, производственная база, осуществлялся ремонт помещений. Многие закупали новое оборудование, брали кредиты, поверив заявлениям Правительства о том, что реформа будет реализована», – рассказывает глава Региональной Ассоциации независимых автосервисов (РАСТО), Ольга Селезнёва.

По ее словам, отрасль уже потрясли Распоряжением Правительства №275 от 27 февраля 2021 года, на основании которого, срок действия диагностических карт, истекающий в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, продлевается до 1 октября 2021 года.

«Добросовестные участники рынка (пункты техосмотра – прим. ред.), вложившие свою душу, средства и время буквально «сели на сухой паек». Вопреки этому постановлению они борются, привлекают машины на свои станции, надеясь на то, что к 01.10.21 поток машин увеличится и можно будет покрыть свои вынужденные убытки», – говорит Ольга.

Она считает, что сообщения о недостаточности станций техосмотра, наводнившие СМИ последнее время, пугают граждан очередями.

«Все это преувеличение в чьих-то интересах. Все пункты техосмотра осуществляют онлайн-запись для своих клиентов. За клиентом бронируется время, он приезжает и проходит осмотр. Количество станций техосмотра на данный момент достаточно, чтобы провести техосмотр всех необходимых транспортных средств, которые подлежат осмотру, все станции укомплектовались дополнительными техническими экспертами, увеличили производственные мощности и способны в случае увеличение клиентской активности перейти на нужный график работы и обработку большего количества клиентов в сутки, чтобы обеспечить комфортное прохождение технического осмотра клиентами. Также новые станции планируют открытие, о чем говорит очередь на приобретение нового оборудования на 6 месяцев вперед у всех поставщиков оборудования в РФ», – рассказывает Ольга.

По данным, предоставленным Региональной Ассоциацией независимых автосервисов (РАСТО), пункты технического осмотра обеспечивают работой более 35 тыс. сотрудников, дают заказы компаниям, производящим оборудование для проведения технического осмотра. Большая часть из которых производится на территории РФ.

Государственный технический осмотр автомобиля – это экспертиза, целью которой является проверка узлов и агрегатов транспортного средства на исправность. Услуга государственного технического осмотра автомобиля направлена на сохранение жизни граждан, обеспечение безопасности дорожного движения.

В настоящее время ГИБДД предлагает практически полный отказ от реального прохождения техосмотра легковых автомобилей.

Данные поправки затронут порядка 46 млн автомобилей, которым дадут добровольно решать нужен им техосмотр или нет. Перевод техосмотра на добровольность — это фактически его отмена.

«Мы хорошо знаем нашего водителя: пока что-то не отвалится, никто никуда не поедет. При этом страдают добросовестные участники рынка, а на дороги станут выезжать миллионы машин, не прошедших диагностику и потенциально опасных для каждого участника дорожного движения. Это приведет к увеличению аварийности на дорогах, смертности граждан и детей», – рассказывает Ольга Селезнёва.

По данным, возглавляемой ею РАСТО, уже «за 3 месяца работы (по новым правилам, – прим. ред.) пункты техосмотра провели диагностику более 2 млн автомобилей», это десятки тысяч исправленных авто и сотни тысяч людей, которые привели свои транспортные средства в надлежащий вид, приобрели аптечки огнетушители и т.д.

«Инициатива ГИБДД о практически полном отказе от реального прохождения техосмотра легковых автомобилей для физических лиц разорит тысячи малых и микропредприятий, занимающихся техосмотром автотранспорта, продажей запчастей и т.д. На грань разорения будут поставлены российские производители оборудования», – резюмирует руководитель РАСТО.

Регулярность техосмотра объясняется тем, что российский автопарк в крайней степени разный: в больших городах большое количество как новых автомобилей, которые отвечают всем требованиям безопасности, так и различных устаревших моделей, которым уже не рекомендуется выезжать на дороги общего пользования. Поэтому важность регулярного прохождения техосмотра сложно переоценить. И как итог, создание безопасной среды на дорогах страны.

«Отрасль не успев привыкнуть и адаптироваться к нововведениям сотрясают новыми. В таких условиях не может существовать ни один вид деятельности», – сказала Ольга Селезнева.

Опрошенный BUSINESS адвокат, пожелавший остаться неизвестным, высказал предположение, что подобной отменой техосмотра, «ГИБДД сможет замкнуть коррупционную составляющую на себя».

Сейчас, по словам руководителя Госавтоинспекции Михаила Черникова, – «многие водители оплачивают и проходят техосмотр только для того, чтобы оформить полис ОСАГО. При этом, нередко машина не проходит реальную диагностику».

Таким образом, сегодня, коррупционная составляющая замкнута на страховщиках (не на страховых компаниях, а на их агентах), которые за небольшую плату делают полисы ОСАГО без предъявления автовладельцем диагностической карты пройденного техосмотра.

По словам нашего собеседника, «отмена техосмотра, неизбежно приведет к увеличению количества аварий и ДТП из-за неисправности автомобиля». После этого депутатам придется ужесточать уголовную ответственность за подобные аварии. Следствием такого ужесточения и будет обращение граждан в МВД, ГИБДД и ГАИ с просьбой «решить вопрос без суда и следствия».

По словам нашего собеседника, такая законотворческая «двухходовка», позволит отобрать коррупционную составляющую у страховых агентов и передать ее в руки определенным структурам МВД.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ