В ноябре 2020 г. в Госдуму РФ был представлен пакет поправок в закон об образовании. Законопроект вызвал шквал критики со стороны известных ученых, популяризаторов, научных журналистов.
В конце декабря документ прошел первое чтение. А 17 февраля 2021 года, на заседании комитета ГД РФ по образованию и науке, при одном голосе против (Олег Смолин) была одобрена новая редакция поправок, которая незначительно отличается от исходного варианта.
«Одобренная редакция закона не может удовлетворить участников просветительского процесса в нашей стране», — считает Андрей Попов, автор петиции «Против поправок о просветительской деятельности», размещенной на сайте Change.org.
Выступающие против поправок активисты считают, в частности, что последовательное применение закона в подобном виде невозможно, а избирательное применение подвешивает угрозу наказания над любым, занимающимся просветительской деятельностью — от лекторов и организаторов мероприятий до библиотек и клубов, ставших площадками этих мероприятий.
По словам автора петиции, в редакции закона, одобренной Госдумой 17 февраля, определение просветительской деятельности остается крайне широким, международные контакты образовательных учреждений требуют предварительного согласования (для учреждений федерального подчинения – на федеральном уровне), а на министерства возлагается обязанность разработать правила, регламентирующие просветительскую деятельность (которой теперь, согласно новой версии поправок, займутся и органы власти).
«Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.», — рассказывает автор коллективного обращения к Госдуме РФ.
Активная часть противников поправок требуют отозвать законопроект, учесть голос просветительского сообщества, т.к. принятие закона, по их мнению, негативно повлияет на просветительскую деятельность миллионов россиян, составляющих аудиторию научно-популярных лекций и фестивалей.