С 20 декабря, для московских таксистов, работающих с Яндекс.Такси, были понижены тарифы. По условиям договора-оферты перевозчик должен самостоятельно ознакомиться с новыми тарифными ставками.
«Входом в систему и вводом ключа-пароля из СМС, водитель акцептует принятие тарифов, даже если он при этом ничего не знал и не читал», — рассказывает один из организаторов движения Бойкот 2019-2020 в Санкт-Петербурге.
Новые условия для тарифа «Эконом»:
- До 45 руб. за подачу такси, в эту стоимость входит 2 км. пути.
- Далее по городу — не более 7 руб./км. и 3 руб./мин.
- Бесплатное ожидание — 3 мин. далее — 5 руб./мин.
- Ожидание в пути — 5 руб./мин.
Новые условия для тарифа «Комфорт»:
- Не более 99 руб. за подачу такси, в эту стоимость входят 2 км. и 7 мин. в пути.
- Далее по городу — не более 8 руб./км. и 3 руб./мин.
- Бесплатное ожидание — 3 мин. далее — 6 руб./мин.
- Ожидание в пути — 5 руб./мин.
В чём проблема?
Для пассажира, поездка на такси становится дешевле поездки на маршрутке, но для таксиста возникает большой риск начать работать бесплатно.
«Сейчас подача авто стоит у Ящера (Яндекс.Такси — прим. ред.) 45 руб., у Ситимобил 59 руб. — 3 км. и 2 минуты. Утром, когда большинство людей едут от дома до метро. Они не проезжают 3 км. В итоге водитель едет 1,5-2 км. к клиенту и 3 км вместе с клиентом. Тратит полчаса времени за 45 руб. Минус комиссия Ящера, минус бензин. В итоге он (водитель — прим. ред.) работает бесплатно», — рассказывает собеседник BUSINESS (ОДИНЦОВО).
Фактически монополизировав рынок частного извоза, “Яндекс.Такси” начал устанавливать для водителей различные дополнительные требования, одновременно повышая свою комиссию. Это привело к массовому оттоку граждан России из сферы услуг легкового такси и замещению их водителями-мигрантами. По данным исследования общественного движения «Синие Ведёрки» от ноября 2019 года, в агрегаторе “Яндекс.Такси” их уже 72%. Если брать общую статистику по Москве, то доля «нероссиян» достигла 57,6% и продолжает устойчиво расти.
Впрочем, как выяснилось, приезжие оказались законопослушнее местных водителей. В списке нарушителей, которые выходят на линию без специального разрешения, печальное лидерство у местного населения. Однако, в связи с текущим понижением тарифов, даже мигранты будут вынуждены сильно перерабатывать, что повлияет на качество оказываемых ими услуг и безопасность поездок.
В течение этого года, Яндекс.Такси планомерно понижал доход своих партнёров водителей, а те в свою очередь, устраивали и продолжают устраивать забастовки против агрегатора. Похожие противостояния с участием UBER в Западных странах уже привели к принуждению агрегатора выполнить требования протестующих. В России ситуация пока противоположная: акции Яндекса растут, агрегатор продолжает понижать доходы партнёров, создавая впечатление, что ему интересно поддерживать уличные акции протеста, даже несмотря на то, что эти протесты направлены против него самого.
Ещё: Забастовка Яндекс.Такси: агрегатор пошёл на уступки, открыв точку Б, но с оговорками.