22 июля в Минэкономразвития сообщили о введении с 1 октября 2026 года официального регулирования деятельности агрегаторов и онлайн-платформ в России. Это касается сервисов по доставке, такси, аренде жилья, фудтеков, маркетплейсов и других цифровых посредников. 22 июля 2025 г. соответствующий законопроект был принят Госдумой в третьем окончательном чтении.
Что изменится для платформ и их партнеров (исполнителей):
- Платформам закрепят правовой статус, они будут признаны самостоятельным видом экономической деятельности. Также определятся их права и обязанности, включая взаимодействие с пользователями и партнерами.
- Платформы не смогут произвольно блокировать исполнителей (водителей, курьеров, арендодателей) без объяснения причин. Должны будут установить прозрачные правила расторжения договоров и обжалования решений.
- Вводится ответственность платформ за выплаты исполнителям. Возможны механизмы страхования или резервирования средств для защиты поставщиков услуг. Упростится учет доходов самозанятых и малого бизнеса, работающего через платформы.
- Может появиться регулирование статуса «платформенной занятости» (альтернатива трудовым договорам).
Как это повлияет на бизнес?
Для малого бизнеса и самозанятых:
- Снизится риск недобросовестных блокировок и задержек выплат.
- Упростится работа через агрегаторы благодаря четким правилам.
Для платформ (Яндекс, Wildberries, Avito и др.):
- Потребуется адаптироваться к новым требованиям, возможно, увеличится административная нагрузка.
- Но легализация статуса может упростить привлечение инвестиций.
В качестве рисков, эксперты, опрошенные BUSINESS в основном, выделяли повышение комиссий для исполнителей или конченой стоимости для потребителей в связи с увеличением издержек платформ на compliance.
Все ключевые изменения для бизнеса, указанные в принятом Госдумой Федеральном законе «О регулировании платформенной экономики» (вступает в силу с 1 октября 2026 года).
1. Новые требования к цифровым платформам и их операторам:
- Обязательная регистрация в реестре: Платформы должны соответствовать критериям (например, обеспечивать взаимодействие партнеров и пользователей) и быть включены в реестр посреднических цифровых платформ.
- Запрет дискриминации: Операторы обязаны обеспечивать равный доступ для всех участников и публиковать правила пользования платформой.
- Прозрачность договоров: Условия договоров с партнерами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) должны быть доступны в личных кабинетах не менее 3 лет.
2. Защита прав партнеров (продавцов, исполнителей, самозанятых):
- Ограничение произвольных блокировок: Оператор не может блокировать партнеров без обоснования и предварительного уведомления (за 3 дня).
- Запрет навязывания скидок: Снижение цены товара за счет партнера допускается только с его согласия (уведомление за 5 рабочих дней).
- Гарантии выплат: Оператор обязан предоставлять акты сверки взаиморасчетов по запросу партнера в течение 7 рабочих дней.
3. Регулирование для самозанятых и физлиц:
- Четкий статус «платформенной занятости»: Партнеры-исполнители (например, курьеры, водители) не должны подчиняться трудовому распорядку. Они вправе самостоятельно выбирать заказы, время работы и отказываться от них без штрафов (кроме случаев добровольного графика).
- Социальные гарантии: Операторы должны предоставлять информацию о добровольном страховании и пенсионных программах. Возможны преференции для партнеров, оформивших добровольные страховки (например, снижение комиссий).
4. Контроль за маркетплейсами и логистикой:
- Проверка товаров: Операторы обязаны проверять карточки товаров на соответствие законодательству (например, запрет на продажу незарегистрированных лекарств или немаркированных товаров).
- Требования к ПВЗ: Пункты выдачи должны соответствовать санитарным и противопожарным нормам.
- Если в ПВЗ ведется торговля «неплатформенными» товарами, на них распространяются правила торговли (ФЗ №381).
5. Новые обязанности для иностранных операторов:
- Соблюдение российских законов: Иностранные платформы (например, AliExpress, Uber) обязаны выполнять требования закона, включая прозрачность договоров и защиту прав партнеров.
- Меры принуждения: За нарушения возможны ограничения доступа к платформе в РФ (по аналогии с ФЗ №236 «О деятельности иностранных IT-компаний»).
6. Государственный контроль:
- ФАС будет контролировать соблюдение антимонопольных норм (например, запрет на дискриминацию в поисковой выдаче).
- Роспотребнадзор — защиту прав потребителей (качество товаров, возвраты).
- Без плановых проверок: Контроль будет осуществляться только по жалобам.
7. Особые правила для отдельных сфер:
- Продажа ограниченных товаров (например, алкоголя, лекарств): Требуется идентификация покупателей через Единую биометрическую систему.
- Автоматизированные решения: Алгоритмы распределения заказов должны быть прозрачными и недискриминационными.