С 26 июня в России действует новый закон о виноградарстве и виноделии. Он должен был защитить тех отечественных производителей, которые делают качественное вино. А потребитель бы убедился, что российское вино вполне конкурент европейскому и прочим. Но с применением закона возникли сложности. Магазинам проще вообще не ставить российские вина на прилавок. Также есть путаница с обязательными требованиями к обозначению напитков — «не-вино» и «вино России».
По новому закону, торговые точки должны выделять отдельные полки для виноградных напитков с табличкой «вино России». Это отечественное вино, сделанное из российского же винограда.
На отдельной полке предписано ставить винные напитки с табличкой «не является вином». Но на деле на таких полках оказалась продукция признанных крымских производителей: «Нового света» и «Инкермана». Несмотря на то, что эти вина производятся исключительно из российского винограда и полностью отвечают требованиям к «вину России», на этикетке отсутствовала маркировка ЗГУ — «защищенное географическое указание». Оно присваивается винам, произведенным из винограда, выращенного в своём регионе. Магазины не разобрались с маркировкой и решили перестраховаться. На всякий случай поставили продукцию в раздел «не вино».
Также в «не вино» в торговых сетях попало итальянское Asti. Это игристое вино может содержать меньше алкоголя, чем того требует для вина новый российских закон. Из-за этого его тоже следует поставить на полку с винными напитками.
Торговые сети вынуждены разбираться с новым законом в меру того, кто как прочитал и понял. Обращаются за разъяснениями в Росалкогольрегулирование.
Отдельных штрафов за «не ту» маркировку полок с вином новый закон не предусматривает. За все несоответствия существуют полноценные штрафы за нарушение правил торговли алкоголем и спиртосодержащей продукцией. Они довольно жесткие: на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. В соцсетях уже пишут о прецедентах с штрафами.
Магазины не могут полностью отказаться от отечественного вина, так как оно занимает не менее 65% объема российского рынка. Но большинство дешёвых вин для массового потребителя производится из импортного виноматериала. По новому закону, это не «вино России».
Эксперты не исключают, что какие-то «спорные» вина магазины могут убрать с прилавков из-за потенциальных штрафов.