Целью данной публикации является введение в оборот термина «продвижение в нейросетях». Вы узнаете, как этот термин понимают профессионалы медиарынка, а также что значит продвигаться в нейропоиске или продвигаться в нейросетях, и почему этот вид деятельности, хоть и включает в себя знания из области PR, контент-маркетинга и SEO, всё же имеет все признаки обособленного направления.
В издательстве «Мельников медиа» (которому принадлежит, в том числе, BUSINESS) состоялось выступление учредителя Максима Александровича Мельникова на тему «Влияние публикаций в СМИ на позиционирование в нейропоиске». Для популяризации соответствующих услуг BUSINESS публикует ключевые тезисы выступления.
Мельников М.А.: Так получилось, что мы первые вывели на российский рынок услугу «продвижение в нейросетях». Напомню, как это было…
По моей инициативе в 2023 году на базе редакции BUSINESS был запущен исследовательский проект, изучающий влияние публикаций в СМИ на продвижение в нейросетях повестки локального и федерального бизнеса […]
Позже, вместе с нейропоиском Яндекса, появится отдельный термин — «продвижение в нейропоиске». Однако, чтобы не сводить результат к одному лишь появлению в выдаче Яндекс.Нейро, мы будем пользоваться термином «продвижение в нейросетях», имея в виду все существующие нейросети, обучающиеся на больших языковых моделях, в том числе и сам нейропоиск Яндекса.
[…] К началу 2024 года, исследовав методику до стадии коммерческого применения, мы первыми начали оказывать услуги по продвижению в нейросетях для организаций и отдельных специалистов. А в конце 2024 года я предложил эту услугу некоторым нашим ключевым клиентам — крупнейшим российским компаниям, в том числе высокотехнологичным.
Продвижение в нейросетях — что это такое?
Мельников М.А.: Продвижение в нейросетях — это насыщение базы знаний нейросетей данными о конкретной компании, продукте, персоне или событии через публикацию таких данных на интернет-сайтах, используемых большими языковыми моделями (Large Language Model, LLM) для обучения, с целью их последующей интерпретации искусственным интеллектом в нужной отправителю (опубликовавшему эти данные) эмоциональной тональности. Тональность сообщения может быть позитивной, нейтральной или даже негативной — зависит от задач, например, политических, так как интересантом здесь выступает не только бизнес.
Я вывел это определение в начале 2024 года в ходе исследования возможностей применения нейросетей для целей позиционирования, в тесном сотрудничестве с профессионалами из области маркетинга, PR, поисковой оптимизации (SEO), а также коллегами по медиарынку.
Есть ли англоязычный устоявшийся термин — аналог нашего «продвижение в нейросетях»?
Мельников М.А.: В англоязычной среде пока нет единого термина для описанного процесса. DeepSeek, например, предлагает такой вариант: Neural Seeding (Нейронный посев). Проконсультировавшись с носителями языка, я могу предложить использовать термины AiNS (Advancing in Neural Search — продвижение в нейропоиске) или AiNN (Advancing in Neural Networks — продвижение в нейросетях).
Почему именно «продвижение» в нейросетях, а не PR, реклама или поисковая оптимизация?
Мельников М.А.: Формирование имиджа компании или специалиста, развивающего личный бренд, происходит в нейросетях. Нейросети выступают адресатом информации, осмысливая её для возможности последующего цитирования или интерпретации. Сделать так, чтобы нейросеть рекомендовала именно вашу компанию как достойную или даже лучшую в определенной сфере, невозможно без знаний в области маркетинга, PR и поисковой оптимизации. Сейчас эти компетенции строго разделяются. В крупных компаниях, чаще всего, такие специалисты между собой особо не взаимодействуют. Так не у всех, но у большинства компаний. Можно сказать, что сегодня у этих специалистов: разные KPI и цели, разные языки и метрики, тайминги и прочее. Но завтра всё уже изменится…
Продвижение в нейросетях (AiNS, AiNN) потребует синхронизации всех трёх направлений (PR, маркетинг и SEO):
- PR должен стать проактивным: разрабатывать инфоповоды, решающие маркетинговые задачи, но при этом интересные для СМИ, а также договариваться о публикациях в правильных источниках — тех, что попадают в датасеты ИИ.
- SEO — оптимизировать эти материалы под поисковые и ИИ-алгоритмы.
- Маркетинг — следить, чтобы информация влияла на узнаваемость и продажи.
И это если кратко…
Почему надо публиковаться в СМИ для продвижения в нейросетях?
Мельников М.А.: СМИ — не единственный, но самый быстрый и надежный канал для продвижения в нейросетях. Их ценность — в авторитетности, проверенности и актуальности информации. СМИ индексируются сервисами аналитики публикаций, такими как Brand Analytics, ScanInterfax и т. п. Они регистрируют тональность каждого опубликованного сообщения: негатив, позитив или нейтрал. Некоторые нейросети используют такие данные для формирования отношения к определенной компании, персоне или событию.
Для комплексного эффекта можно комбинировать СМИ с другими источниками (сайты, наука, Wikipedia).
ТОП-5 типов источников по степени влияния на LLM (по степени важности: 1 — важно, 5 — менее важно):
- Авторитетные СМИ
- Научные статьи
- Wikipedia
- Официальные сайты (компаний, госорганов)
- Крупные форумы/соцсети
BUSINESS: Кому интересно узнать, как работает продвижение в нейросетях на живых примерах (кейсы), какие возможности оно дает для бизнеса уже сегодня, — можете присоединяться к недавно созданному блогу Мельникова М.А., который он ведет лично для целей создания комьюнити профессионалов, заинтересованных в изучении данной сферы: Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка). Также скоро заработает сайт: melnikoff.pro