Принятие поправок в закон «О потребительском кредите» может создать серьезные риски для банковской розницы, особенно это касается сегмента кредитных карт.
Весной 2020 года правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на защиту интересов заемщиков. Поправки к действующему закону «О потребительском кредите», в частности, запретят банкам ставить условия для одобрения выдачи ссуды. В первую очередь это покупка вместе с кредитной картой страховки и дополнительных услуг. Поправки защищают право заемщика «на свободный выбор» и если оно будет нарушено, он сможет рассчитывать на возмещение ущерба. Банк должен будет вернуть клиенту стоимость дополнительной услуги в двукратном размере. Поправки прошли первое чтение в Госдуме.
Ассоциация банков России (АБР) предложила убрать норму по возврату денег за навязанную услугу в двукратном размере из соответствующего законопроекта. Объединение считает, что принятие документа приведет к признанию комиссий по кредитным картам навязыванием услуг. АБР направила письмо главе комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову.
В документе говорится, что законопроект создает риск «признания дополнительных услуг по счету и дополнительных услуг по карте незаконными». А это может привести к отказу банков от кредитных карт в пользу кредитов наличными. Начальник правового управления АБР Сергей Клименко считает риски для банков вполне реальными.
«Органы Роспотребнадзора уже расценивают комиссии по кредиткам как некое навязывание услуг. Они считают, что когда банк выдал карту и клиент снимает с нее заемные средства, он не должен платить проценты за получение наличных. Такие судебные решения есть, а значит, дальше это может трансформироваться не в пользу банков»,— пояснил Клименко.
Кроме того, банки обращают внимание на размытые условия оспаривания покупки у банков дополнительных продуктов или услуг.
«В законопроекте нет упоминания, что взыскать ущерб за навязанные услуги заемщик может только через суд. Получается, что клиент может потребовать денег без разбирательства, а банк, может, и не навязывал ничего», — отмечает эксперт.
Клименко напомнил, что с 2021 года банковские клиенты вправе направлять жалобы финансовому омбудсмену (такая процедура рассмотрения претензий уже есть в сегменте микрокредитования). И уже сейчас можно жаловаться на банки в Роспотребнадзор, ЦБ или обращаться в суд.
Банкиры считают, что предложенные правительством поправки могут нарушить баланс интересов кредиторов и заемщиков, так как слишком расширяют права клиентов. Следующее рассмотрение законопроекта должно состояться в октябре.
Ещё: Движение криптовалюты придётся декларировать, иначе тюрьма: Минфин