Нас вынуждают взять образование в свои руки

Профессиональное образование в России должно стать частным, так как государственная система подготовки кадров не может удовлетворить наших потребностей, — говорит Ольга Селезнева, председатель Региональной Ассоциации Станций Технического Обслуживания (РАСТО).

— Автосервисам самим придётся готовить кадры и создавать учебные центры. Ведь у государственной системы образования нет мотивации выпускать на рынок труда востребованных специалистов. Нет и адекватной шкалы оценки работы колледжей и вузов. Выпускники есть, и ладно. А куда они потом пойдут работать и чему научились, по большому счету, никого не волнует.

Конверсия выпускников технических колледжей в профессию «механик» составляет всего 2% из 2800 молодых специалистов, которых ежегодно выпускает Москва и область.

Получается, что налоги заплачены, бюджетные средства израсходованы, а специалистов нет.

— Есть ли выход из сложившийся ситуации?

— Выход есть. Нам придётся создать альтернативную образовательную систему для авторемонтной отрасли, иначе мы потеряем свой бизнес из-за того, что с современными автомобилями некому будет работать.

Мы уже видим, как некоторые члены РАСТО закрывают высокотехнологичные направления бизнеса — восстановительный ремонт двигателей и коробок передач, оставляя только шиномонтаж, элементарное техобслуживание и торговлю ходовыми запчастями.

Почему это происходит? Потому что найти хороших специалистов сложно, а готовить новых — долго и дорого.

— А как же программа РАСТО по кадровому партнёрству с государственной системой образования? Неужели она не работает?

— Программа кадрового партнёрства с колледжами важна, но только как один из элементов образовательной стратегии РАСТО.

Дело в том, что успешна она только там, где руководитель сервисной станции «тянет» на себе студентов. Ходит в колледж, контролирует программы обучения, мотивирует и выбирает студентов, ведет их к себе на производство.

Например, в техническом центре ВОЛИН, которым я руковожу, мы выстроили такую работу и с удовольствием трудоустраиваем талантливых выпускников. Но мы в них вкладываемся, платим стипендии, тренируем. Фактически, обучаем их у себя на производстве, а не в колледже. Это отдельный вид деятельности, который не каждому под силу.

РАСТО

— Неужели в колледжах не заинтересованы в развитии такого партнёрства?

— Я не случайно начала с мотивации. Для колледжа заказчиком образовательных услуг является государство, которое и оценивает успешность выполненной работы.

Руководству большинства учебных заведений проще готовить «механиков» по безнадёжно устаревшим, но утверждённым программам. И его можно понять, люди получают зарплаты именно за соблюдение утверждённых программ. Кто для них бизнесмен с его автосервисом?

Разумеется, в образовательной среде есть энтузиасты, на которых мы опираемся и с которыми дружим. Но, к сожалению, создать поточную систему подготовки кадров таким способом невозможно.

— Значит, надежды на государственную систему образования нет?

— Пока государство не будет заинтересовано в трудоустройстве специалистов, которых оно обучает за бюджетные деньги — надежды мало. Мы сами идём в колледжи, уговариваем интегрировать образовательные модули РАСТО в программы обучения, учим студентов у себя в мастерских. Для отрасли в целом — это неэффективно.

Только крупные технические центры, такие как ВОЛИН, могут позволить себе тратить время и деньги на коммуникацию с колледжами, отбор студентов и их подготовку, содержание технических тренеров, учебную литературу и инструменты.

РАСТО

Но мастерские поменьше не потянут таких расходов — вот в чём беда.

Сотрудничество с государством принесёт плоды только тогда, когда оценка успешности работы всей образовательной системы начнёт базироваться на том, сколько выпускников было трудоустроено по специальности.

Вот тогда руководство колледжей будет заинтересовано в трудоустройстве студентов. Тогда и маленькие сервисы станут важны. А пока — только энтузиазм отдельных людей, который работает слишком локально.

— Как и когда вы начнёте создавать новую образовательную систему?

— На самом деле, мы не начинаем, а продолжаем её создание. Первым шагом была программа кадрового партнёрства с колледжами государственной системы образования.

Внутри Ассоциации мы разработали актуальные требования к автомеханикам, создали список работ, которые должен уметь выполнять специалист, разработали критерии оценки и диагностики его навыков. Под список компетенций были созданы современные образовательные модули.

Мы привлекли к работе технических тренеров международных компаний, производящих автокомпоненты и сервисное оборудование. «Обкатали» программу в ряде колледжей Московской области и уже принимаем на работу выпускников.

Далее запустили «Школу практиков РАСТО», в которой преподают лучшие специалисты авторемонтной отрасли. Мы начали готовить студентов и повышать квалификацию работающих механиков.

 

Пройдя этот путь, мы точно знаем, как готовить специалистов высокого уровня. У нас есть всё, чтобы продолжить расти в этом направлении. Осталось только открыть учебный центр, который будет построен в следующем году.

— Можете рассказать подробнее про этот учебный центр?

— Летом мы откроем всероссийский образовательно-выставочный центр ВОЛИН. Он станет учебной базой Ассоциации РАСТО.

Центр будет состоять из двух выставочных корпусов и трёх конференц-залов — некий мини-крокус для авторемонтной отрасли. Отдельный корпус будет иметь аудитории и автосервис на 7 постов: от механического до постов электрики и кузовного цеха с собственной зоной подготовки. Каждый пост будет закреплён за брендом-партнером (ведущим мировым производителем автокомпонентов или сервисного оборудования).

Здесь мы будем обучать студентов, проводить курсы повышения квалификации для сервисных специалистов, переобучать людей на новые специальности по авторемонтному делу. Одним из направлений деятельности центра станет создание всероссийского кадрового резерва РАСТО.

— А кто будет преподавать в новом образовательном центре?

— Так как мы сотрудничаем с мировыми производителями автокомпонентов, гаражного и сервисного оборудования, то будем приглашать их технических тренеров. Ведь именно они имеют доступ к самым передовым оригинальным технологиям. Это важно, так как устройство автомобилей становится всё сложнее.

РАСТО

Кроме того, РАСТО — это сообщество опытнейших мастеров и руководителей предприятий сервисного обслуживания, которые также готовы делиться накопленным опытом.

Лучшее оборудование, лучшие специалисты, самые востребованные и актуальные программы подготовки… Фактически, мы создаём первый в стране учебный центр, наподобие лучших мировых аналогов. Только он будет заточен не под одну автомобильную марку или один единственный бренд запчастей, а комплексно объединит лидеров рынка авторемонта в единую образовательную среду.

— С профессионалами всё понятно, они сами заинтересованы в обучении. А как вы планируете привлекать студентов?

— Мы продолжим сотрудничать с колледжами, а также начнём приглашать на платное обучение абитуриентов. Важно, что самые достойные смогут учиться бесплатно, получая гранты от РАСТО или автосервисов, которые в последствии примут выпускников на работу.

РАСТО

Большое внимание будет уделяться и профориентации. Мы сами пойдём в школы, чтобы рассказывать о нашем деле, приглашать детей на экскурсии, вовлекать в профессию, очаровывать ей.

— Запуск учебного центра станет завершающим этапом образовательной стратегии РАСТО?

— Скорее началом нового пути. Мы планируем готовить не только механиков, но и мастеров-приемщиков, менеджеров торгового зала, подборщиков запчастей, специалистов колл-центров и даже управляющих автосервиса. Спрос на таких специалистов велик, в том числе и в дилерском сегменте, но системно их никто не готовит. А в дальнейшем мы начнём обучать и другим рабочим специальностям, не связанным с авторемонтной отраслью.

— Не планируете ли вы конкурировать с государством в сфере образования?

— В недалёкой перспективе мы планируем сотрудничать с государством — готовить востребованных специалистов за бюджетные деньги. А отчитываться об эффективности образовательной деятельности трудоустройством выпускников, а не их количеством.

Сегодня мы постараемся обеспечить устойчивость бизнеса членов Ассоциации. Напомню, что до революции и в советское время существовала эффективная система подготовки кадров: людей обучали под конкретные задачи конкретной отрасли, даже конкретного завода.

К сожалению, сегодня государственная система образования потеряла связь с реальностью. Многие специалисты выпускаются в никуда, либо их знания не соответствуют требованиям рынка. Увы, но для нас действующая система почти бесполезна, поэтому мы создаём свою.

От этого выиграют все: и потребитель, и авторемонтный бизнес, и конкретные люди, которые получат хорошую работу. И, конечно же, выиграет государство: оно получит налоги от работников, вышедших из тени гаражных кооперативов. В итоге, наш опыт пригодится и для модернизации отечественной системы образования.

Так что, никакой конкуренции, только обоюдовыгодное сотрудничество, с высокой мотивацией каждой из сторон.

Материал подготовил Иван Лапырин

Подписывайтесь на BUSINESS