Почасовая оплата внештатного сотрудника: как правильно организовать процесс

Каких внештатных специалистов обычно берут российские компании на почасовую оплату? Как добиваться нужного результата работы за оговоренный промежуток времени? На эти и многие другие вопросы BUSINESS ответила Марина Миронова главный бухгалтер TOPGRADE.

Каких внештатных специалистов обычно берут российские компании на почасовую оплату? Насколько распространена данная модель в РФ?

— Внештатными сотрудниками могут являться работники самых различных квалификаций. Это могут быть рабочие самых простых профессий, а могут и узкопрофильные специалисты в области ИТ. Вариант почасовой оплаты возникает в основном в сфере услуг, где нет материального измерения для конечного продукта.

Почасовой тариф (как правило, на решение отдельной задачи) может применяться и при привлечении отдельных фирм, имеющих, в свою очередь, взаимоотношения с большим количеством внештатных сотрудников, как то: аутсорсинговые и консалтинговые фирмы, ИТ-разработчики. «Почасовой» работник может иметь и разовые, и постоянные взаимоотношения с компанией (ведение бухучета, поддержка сайта, консультационная деятельность, ведение семинаров/вебинаров, проведение фотосессий, уборка офиса и т. п.). Этот вариант отношений постоянно расширяет сферы применения и повсеместно используется в настоящее время в нашей стране во многих отраслях экономики в разных вариантах.

Следует особо отметить, что существует 3 варианта оформления взаимоотношений с внештатными сотрудниками (с физлицами, с самозанятыми, с ИП), каждый из которых содержит определенные риски для работодателя: переквалификации в трудовые отношения с доначислением страховых взносов и налогов, или, если самозанятый «слетел» со статуса и снова стал обычным физлицом, то возникает риск уплаты за него НДФЛ и страховых взносов.

Как прописать в договоре результаты работы, если оплата производится не за результат, а за время?

— Условия соглашения о приеме на работу внештатного сотрудника должны включать в себя пункты об объеме выполняемых работ или типе услуг, точных сроках выполнения, обязанностях внештатного работника в плане составления отчетности, о размере вознаграждения, о сроках и способе оплаты, о правах и основных обязанностях каждой из сторон, об особых условиях, при возникновении которых соглашение может быть расторгнуто, полную информацию об организации и сведения о самом работнике, а также условия досрочного расторжения. Важно также подробно описать порядок предоставления отчетных документов и размеры штрафных санкций за нарушения.

Способы взаимодействия с внештатными сотрудниками разнообразны, варианты оплат могут быть также различны: оплата за объем работ (услуг), абонентская плата, почасовая оплата и т. д.

По моему частному мнению, компании необходимо при почасовой оплате иметь собственную тарификацию для прозрачного расчета стоимости услуги или работы. Она может быть и дневной, и месячной, и часовой, в соответствии с отведенным на выполнение задач или реализацию проекта временем.

Все эти условия необходимо прописать в приложении к договору в виде спецификации, либо составить реальное техническое задание к каждой конкретно реализуемой задаче и максимально оговорить «на берегу» возникновение возможных форс-мажорных ситуаций.

Примером может служить ремонт в вашей квартире. В процессе ремонта может возникнуть множество «подводных камней», не видимых на момент заключения договора, которые могут значительно повлиять на срок и стоимость конечной работы. Они могут возникнуть по вине работника, по вашей вине и по не зависящим от обеих сторон обстоятельствам.

Как гарантировать, что сотрудник будет выполнять нужный объем работы в оплаченное время, а не будет ссылаться на его нехватку? Как от этого застраховаться?

— Этот риск всегда будет иметь место при работе с «фрилансерами», т. к. контрольная функция у работодателя достаточно ограничена. Этот риск следует пытаться нивелировать четкими условиями договора, составлением квалифицированного технического задания, построением грамотной тарификации. И даже если на 100% это не удается, на другой чаше весов – значительная экономия на налоговых и страховых платежах, что может быть важно в нынешних реалиях, и это необходимо учесть при оценке рисков.

Для того чтобы выбрать оптимальный вариант, работодателю необходимо установить свои критерии «оптимальности» (некую расчетную величину, по которой можно оценить эффективность достижения управленческой цели — получение максимальной прибыли, увеличение скорости реализации проекта с разумными рисками и т. п.) и установить ограничения, например, рыночная цена подобного рода услуг, среднестатистическое время для решения схожей задачи в отрасли и т. д.

Для отслеживания общего прогресса команды, осуществления контроля над деятельностью каждого участника и принятия решений по ситуации полезно использовать специализированное ПО (Bitrix, Jira, ПланФикс или подобное).

На вопросы BUSINESS отвечала Марина Миронова, главный бухгалтер TOPGRADE.

  TOPGRADE – международная сеть деловых контактов и безопасных сделок, где руководители компаний решают свои бизнес-задачи, находя исполнителей и подрядчиков по всему миру.

Подписывайтесь на BUSINESS