Засуха, невыносимая жара и лесные пожары уничтожили около четверти урожая зерна в России. Минсельхоз в этой связи объявил о запрете на экспорт зерновых, а затем частично его разрешил. Что же будет дальше?
СПЕКУЛЯНТЫ
Трейдеры Glencore, крупнейшего в мире поставщика сырьевых товаров, призвали Москву ввести запрет на экспорт зерна, чтобы позволить компаниям пересмотреть свои контракты, что стало самым красноречивым знаком серьезности гибели урожая в России, пишет The Financial Times. О необходимости такого решения в интервью Reuters заявил Юрий Огнев – глава Международной зерновой компании (МЗК).
По прогнозу МЗК, урожай зерна в России может составить около 65 миллионов тонн зерна, хотя еще пару месяцев назад в компании ожидали урожая в пределах 90-95 миллионов тонн.
«С нашей точки зрения, у правительства есть все основания остановить весь экспорт зерна из России с 1 сентября. Остановить грамотно, не повышая экспортных пошлин, но объявив стопроцентное эмбарго на вывоз зерна», – отметил Огнев.
Призыв к эмбарго, по сути, связан лишь с обеспокоенностью мировых торговых домов тем, что они не выполнят перед контрагентами своих обязательств по форвардным и фьючерсным контрактам в случае, если Россия «даст сбой» в системе поставок.
«Точка зрения, выраженная сотрудником одного из наших региональных отделений по поводу российского сырьевого рынка, — это его личное мнение, и оно никоим образом не отражает позицию Glencore», -сообщил представитель компании Glencore, оградив торговый дом от прозвучавших ранее высказываний.
Однако описанные «интриги » вызывают лишь недоумение: торговый дом представляет собой обычного перекупщика, задача которого – купить дешевле, а продать дороже. Тем не менее, мировой торговый порядок зависит от спекулянтов, как выяснилось, целиком и полностью.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
Эмбарго на вывоз зерна было в самом деле вынужденной мерой, и в дальнейшем у Российской Федерации есть все основания «для сохранения в долгосрочной перспективе лидирующих позиций на международном рынке зерна». Об этом уведомил 1-й вице-премьер правительства Виктор Зубков в интервью «Российской газете».
«С юридической точки зрения решение правительства является результатом непредвиденных обстоятельств, что разрешает нашим экспортерам избежать негативных последствий для своего бизнеса», — сказал Зубков. Он добавил, что импортеры зерна за рубежом с пониманием отнеслись к решению руководства страны.
В МИРЕ
Тем временем некоторые из крупнейших мировых импортеров зерновых, от Египта до Бангладеш, спешили найти альтернативные источники поставок, сообщает The Financial Times. Ситуация грозила ударить по розничным потребителям, особенно в бедных странах, где стоимость хлеба является значительной статьей расходов семьи. Мировые биржи с напряжением ожидали прояснения ситуации с российским запретом.
Управляющий директор Всемирного банка Нгози Оконджо Ивеала заявила, что запрет на экспорт пшеницы, введенный Россией, может повлечь за собой попытки мировых экспортеров зерна сделать то же самое. Результатом станет повышение цен и глобальный продовольственный кризис. Об этом пишет Handelsblatt.
ПРОКРЕСТЬЯНСКИЕ НАСТРОЕНИЯ
– Если цифры, которые дает Минсельхоз, правильные, если он действительно говорит правду, то зерна у нас более, чем достаточно, – заявил по поводу экспортного эмбарго сенатор от Краснодарского края Александр Починок. – Встаньте на позицию крестьянина, который получил хороший урожай. Ему нужно рассчитаться с банками, собрать деньги для нового сельскохозяйственного года, а тут ему говорят: «Нет, экспорта не будет, продавай внутри страны в 2-3 раза дешевле». (В итоге крестьяне в минусе, а в плюсе – трейдеры и спекулянты. Прим. газеты «BUSINESS».)
ПОД ШУМОК
Вслед за Россией в гонку ограничений бросилась и Украина. От трейдеров начали поступать жалобы на «неформальную блокировку» экспорта зерна при помощи административных рычагов. Эксперты стали опасаться повторения продуктового кризиса 2007-2008 годов, пишет The Financial Times. Несмотря на то, что Украина пострадала от засухи меньше, чем Россия и Казахстан, украинские власти пытаются сформировать запасы, достаточные для того, чтобы удержать цены на хлеб. Конечно же, в преддверии назначенных на 31 октября выборов в региональные законодательные органы. Так что должной серьезности мировая общественность в отношении Украины не проявила.
В РОССИИ
Пока международные банки призывают создать специальную систему контроля за запретами под эгидой ВТО, президент Медведев распорядился, чтобы правоохранительные органы приструнили спекулянтов внутри страны, играющих на ценах на продовольствие. Глава ФАС Игорь Артемьев призвал создать зерновую биржу по образцу дореволюционной.
«Единственный известный способ такой радикальной борьбы – не только контрольные мероприятия, которыми мы и налоговая служба сейчас очень активно занимаемся, но, прежде всего, попытка создать в России биржу, которая могла бы торговать зерном, мукой, как это было еще в дореволюционной России, – рассказал Игорь Артемьев. – Потому что если я как потребитель могу на бирже прямо купить, то мне не нужны никакие посредники. Мы хотим предложить, чтобы все экспортные контракты торго вались на бирже за рубли». Он добавил, что «о создании новой биржи речь не идет». Главная цель новаций заключается в том, чтобы убрать цепочки посредников с рынка зерна.
БЫЛО БЫ ВЕСЕЛО, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ТАК ГРУСТНО
Эмбарго на экспорт зерна, введенное Россией в ответ на засуху, спровоцировало взлет мировых цен. Юджин Шродер, возделывающий около 4 тыс. акров на юго-востоке Колорадо, выразил тревогу, что цены на продовольствие накручиваются спекулянтами, как уже случилось несколько лет назад прямо накануне рецессии. «Что творится на рынке пшеницы? Я понятия не имею, хотя я выращиваю пшеницу профессионально. Никакой транспарентности», – посетовал Шродер. Но если ближайшие несколько недель продержится хорошая погода с дождями, он собирается последовать подсказкам биржи и выделить под пшеницу вчетверо больше акров. Сходные планы строит его племянник Кёртис Шродер, возделывающий около 10 тыс. акров: он хочет выделить под пшеницу 640 акров против нынешних 160, пишет The New York Times.
И лишь 89-летний фермер Э. Ч. Ченовет внимает этим разговорам с ужасом. Он отлично помнит, как прерии в графстве Бейка в 1920-е годы распахали, чтобы выращивать пшеницу. К середине 30-х истощенная почва, иссушенная засухой и брошенная обнищавшими фермерами, превратилась в пыль.
Шевченко Д.С.
специально для
газеты BUSINESS
И.Д. ДЕЛОВОЕ ОДИНЦОВО