Итак, 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции». Закон определяет назначение, основные направления и правовую основу деятельности полиции. Какие последствия влечёт принятие закона для малого и среднего бизнеса и будет ли с его вступлением в законную силу реализовано требованием Дмитрия Медведева «прекратить кошмарить бизнес»? Стоит отметить, опубликованный ещё в августе 2010 года законопроект прошёл существенную доработку и многие, неприемлемые для бизнеса формулировки в Законе всё-таки отсутствуют.
Так, статья 13 определяет права полиции. Из 2-го пункта статьи, определяющей полномочия полицейских по проверке документов у организаций, исключена возможность проверки так называемых «иных документов» — позволяющая безграничное расширительное толкование данного права. Чётко определено, что полиция вправе проверять у организаций иные документы лишь в той части, которая имеет отношение к деятельности, контроль (надзор) за которой возложен на полицию. К такой деятельности, в частности, можно отнести деятельность, связанную с оборотом оружия, частную охранную деятельность.
Полиция по-прежнему вправе получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Конечно, 4-ый пункт 13-й статьи определяет возможность реализации этого полномочия только в рамках выявления или пресечения налоговых преступлений. Здесь стоит заметить, что «выявление» преступления вовсе не подразумевает возбужденного уголовного дела и, следовательно, санкции на совершения данного действия какого-либо надзирающего органа. Получается, выяснить финансовое состояние дел данного конкретного бизнесмена полиция может достаточно легко.
Полиция вправе истребовать от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, но лишь по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции и исключительно для проведения экспертиз. Как основание для проведения экспертизы изъятых документов, пункт 17 определяет наличие в них так называемых «признаков подделки». Стоит добавить, что полицейские смогут и будут участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации, получать сведения, составляющие налоговую тайну (пункты 28 и 29 соответственно).
Неоспоримо положительным моментом было исключение из первоначально опубликованного законопроекта полномочия, позволяющего полиции требовать или самостоятельно проводить проверки и ревизии хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Наверное, слова Президента всё-таки не остались пустым звуком.
Поскольку критерии признаков подделки чётко определить, наверное, невозможно, а признаки даже подготавливаемого противоправного деяния могут являться основанием для исследования предметов и документов, проведения экспертизы или иного вмешательства в деятельность предприятия или организации, понятно, что полицейские и впредь смогут осуществлять «крышевание» малого и среднего бизнеса.
Не стоит уповать на то, что все вновь принятые на службу в полицию будут исключительно «честными» людьми: для разрешения любой конфликтной ситуации, выявления в действиях сотрудников полиции состава превышения полномочий или просто преступления существует целая сеть надзорных органов. В первую очередь это органы прокуратуры и именно туда следует обращаться с требованием проведения проверки тех или иных действий полиции. Суд осуществляет судебный контроль и бездействие органов полиции, например, связанное с несвоевременным реакцией на факт совершенного преступления может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Несомненно, польза от всеобщего обсуждения проекта закона «О полиции» весьма существенна. Исключение, по возможности, расширительных формулировок, сузило полномочия полиции и, надо думать, сведёт к минимуму возможные злоупотребления. Но очевидно, что 80% сотрудников милиции, которых планируется перевести на службу в полицию, окажут влияние на формирование атмосферы, в которой будет осуществляться охрана правопорядка. Если помножить всё это на отсутствие материального стимула к работе, существенных льгот и часто бездействие или даже способствование сокрытию некоторых правонарушений сотрудников со стороны надзорных органов, эффект от принятия закона может быть сведён к нулю.