Четверть россиян уверены, что без связей и знакомств успешная карьера невозможна. 65% продвигаются по карьерной лестнице сами, без помощи знакомых. При этом 85% всё же хотели бы завести полезные знакомства. Такие результаты показало исследование сервиса «Работа.ру» (в опросе приняли участие более 5 тыс. человек из всех регионов РФ).
Полезны ли связи в бизнесе сегодня
Своим мнением о том, насколько важны и нужны связи в бизнесе, поделилась директор по развитию TOPGRADE Ксения Федотова.
— Контакты и знакомства, вне зависимости от того, в бизнесе или в жизни, очень важны. В первую очередь мы люди, а уже потом владельцы, управленцы и сотрудники компаний. Неважно, что может потребоваться: хороший врач, вкусный ресторан или партнёр по бизнесу — с большой долей вероятности мы будем изучать рынок и просить рекомендации. Последние 5 лет мы наблюдаем усиление этого тренда. Именно поэтому было принято решение о создании ресурса TOPGRADE, который на текущий момент объединяет в клубном формате не только представителей российского и иностранного бизнеса, но и экспертное сообщество более чем по 60 направлениям, чтобы у зарегистрированных участников TOPGRADE была возможность «по рекомендации» находить полезные контакты и решения.
Связи бизнеса с чиновниками, это стремительно устаревающий тренд. Считается, что времена, когда нужно было обязательно иметь в друзьях сколь ни будь значимого чиновника, уже прошли. К тому же не совсем честно по отношению к потребителю, продавать ему продукт, который увидел свет исключительно благодаря связям в госсекторе. Имея такие знакомства, предприниматель может пробить дорогу в жизнь товару или услуге, которые без них были бы нежизнеспособны. Насколько бизнесу помогают связи с чиновниками сегодня?
— Вопрос неоднозначный. Да, времена, когда можно было «порешать», уходят. Все взаимодействия становятся более доступными, открытыми и прозрачными. Но отношения с госсектором выстраивать необходимо, как минимум, чтобы понимать тренды. Основная сложность, которую мы видим — информационный поток, в котором сложно вычленить полезную информацию, а ещё сложнее разобраться, как воспользоваться мерами поддержки, и как можно их применить к конкретному бизнесу.
В последние годы разрабатывается и внедряется большое количество программ по поддержке и развитию бизнеса. Так, например, наш партнёр ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2020 году запустил акселератор, в рамках которого анализируются проекты в сфере инноваций в дорожном строительстве и придорожной инфраструктуре. Они не просто помогают оценить перспективу проекта, качественно подготовить проектную документацию, но и довести проект до получения финансирования (как коммерческого, так и государственного). Таких проектов много, но ввиду малой освещённости и поддержки в прессе бизнес о них просто не знает, и мы стараемся в рамках TOPGRADE информировать зарегистрированных участников о них.
Есть ли сейчас у владельцев бизнеса потребность заводить неформальные знакомства с другими предпринимателями не ради бизнеса, а просто, чтобы общаться с равными себе людьми?
— Общие интересы всегда объединяют людей. Всегда будут «опытные» и «начинающие», те, кто прошёл путь методом проб и ошибок и те, кто только в начале пути. Вопросы и задачи, так или иначе, будут пересекаться, вне зависимости от сферы деятельности. Наш опыт развития бизнес-клуба TOPGRADE и площадки нетворкинга, действующей в рамках клуба, показывает, что бизнесу интересно обмениваться мнениями и вживую общаться на мероприятиях клуба с людьми, которые уже прошли какую-то часть пути и нашли решение вопросов, причём опыт может быть как положительный, так и отрицательный.
«Общение с равными», как вы говорите, в рамках мероприятий клуба имеет место, но не как самоцель или замена отношений, сформировавшихся, так скажем, естественным путём. Это общение скорее является частью образа жизни, в значительной степени инструментом. Бывает, что люди, познакомившись на нетворкинг-сессии, встретившись потом ещё несколько раз, начинают регулярно общаться и вне рамок клуба. Но это исключения, которые в целом подтверждают правило.
На вопросы BUSINESS ответила Ксения Федотова, директор по развитию TOPGRADE.
После диалога с Ксенией к разговору присоединился Иван Лонкин, начальник управления клиентских отношений СДМ-Банка и эксперт TOPGRADE. На вопрос о пользе связей в банковском бизнесе он ответил категорически утвердительно, ссылаясь на сложившуюся практику.
Бывает ситуация, когда запрос происходит как бы «наоборот»
— Банку при принятии на обслуживание и кредитование в идеале тоже нужны, и не только связи, но и просто рекомендации.
Один случай, когда приходит компания на любой продукт «просто с улицы», она неизвестна нам, и качественно иной случай — когда компанию приводит, знакомит клиент или знакомый банка. Здесь сразу снимается масса вопросов, появляется прямой контакт с руководством банка, быстрее и «теплее» решаются все вопросы.
То же самое происходит, когда мы собираемся кредитовать компанию, ищем среди клиентов, кто мог бы знать заёмщика, знать его репутацию на рынке и т. д., звоним и опрашиваем.
TOPGRADE – международная сеть деловых контактов и безопасных сделок, где руководители компаний решают свои бизнес-задачи, находя исполнителей и подрядчиков по всему миру.