Суд РК заблокировал Яндекс.Такси на iOS и Android: чего ждать пользователям в РФ

14 июня стало известно, что специализированный межрайонный экономический суд Алма-Аты вынес решение о запрете работы сервиса заказов Яндекс.Такси и заблокировал его приложения в Казахстане. Истец позиционирует себя как «международный IT-холдинг, представленный в России, Казахстане, Армении, Украине и Мексике». Стоит ли ждать блокировки Яндекс.Такси в России, для BUSINESS рассказал эксперт по интеллектуальной собственности международной сети деловых контактов и безопасных сделок TOPGRADE Копылов Алексей.

Как сообщило местное автомобильное издание «Колёса», компания G-Taxi обратилась с иском в отношении компании «Яндекс. Такси Б.В.» с требованием запретить работу агрегатора в Казахстане, так как «Яндекс» использует без разрешения правообладателя полезную модель «Автоматизированная система заказа такси», на которую у G-Taxi оформлен действующий патент.

14 июня суд частично удовлетворил иск, обязав «Яндекс. Такси Б.В.»:

  • прекратить оказывать информационные услуги, связанные с автоматизированной системой заказа такси «Яндекс.Такси» на территории Республики Казахстан (РК);
  • прекратить предоставлять доступ и блокировать активный (рабочий) доступ к сервисам «Сервис «Яндекс.Такси», «Сервис для перевозчиков», «Сервис для водителей «Яндекс.Про» (прежнее название «Яндекс.Таксометр») для пользователей, перевозчиков и водителей на территории РК;
  • прекратить заключать договоры предоставления информационных услуг, связанных с автоматизированный системой заказа такси «Яндекс.Такси», с перевозчиками на территории РК;
  • расторгнуть действующие договоры предоставления информационных услуг, связанных с автоматизированной системой заказа такси «Яндекс.Такси», с перевозчиками на территории РК;
  • блокировать доступ к интернет-ресурсу yandex.kz/legal/taxi_offer и размещённой на нём информации на территории РК.

Запрет Яндекс.Такси в Google Play и Apple Store

Судья также запретил распространять на территории РК через интернет-магазины Google Play и Apple Store мобильные приложения «Яндекс Go» (включающего в себя вызов такси, службу доставки и т. д.) и также «Яндекс.Про» (написанного для таксистов или курьеров).

Яндекс может обжаловать решение суда в течение месяца, то есть до 26 июня 2021 года. После этого, в случае если решение не будет обжаловано, требование суда по блокировке Яндекс.Такси в Казахстане должно быть исполнено.

G-Taxi позиционирует себя как «международный IT-холдинг, представленный в России, Казахстане, Армении, Украине и Мексике. Может ли этот факт как-то повлиять на работу Яндекс.Такси на территории РФ?

«Теоретически, компания «G-Taxi» могла подать международную заявку и получить охрану своего патента на территории РФ. Ведь патент обладает территориальными правами в том государстве, где была подана заявка. В таком случае, она могла бы подать иск по данному патенту на полезную модель против «Яндекс.Такси» и в России. Тогда «Яндекс.Такси», скорей всего, оспорил бы такой патент в Палате по патентным спорам», – рассказывает эксперт по интеллектуальной собственности международной сети деловых контактов и безопасных сделок TOPGRADE Алексей Копылов.

Апеллируя к своему опыту, Алексей предполагает, что «казахстанский случай» это атака «патентного тролля».

«Патентный троллинг» активно начали использовать с начала 90-х годов, когда крупные корпорации получили ряд исков от правообладателей патентов на уже известные и популярные решения.

«Иногда доходит до смешного. Например, крупным пивоваренным компаниям в России в 2008 году приходили иски о нарушении прав на патент на обычную стандартную бутылку. Патент оспорили и его регистрацию отменили. Основные отличительные черты недобросовестных компаний, которые стараются получить выгоду за счёт патентных споров – отсутствие своего производства по патенту и регистрация патента более поздней датой, чем дата реальной разработки спорного решения», – рассказал Алексей Копылов.

G-Taxi, как выяснил Finance.kz, к такси уже давно не имеет никакого отношения. За семь лет работы компания уплатила только 5700 тенге (956 руб.) налогов, а численность её работников — менее пяти человек.

На сегодняшний день, рассказывает эксперт по интеллектуальной собственности, рынок «патентного троллинга» достаточно развит, но в основном в США, т.к. патентные споры там очень дорогие, а выплаты большие.

“Публикуют даже рейтинги крупнейших компаний, которые занимаются агрессивной политикой в области патентов. Их портфели достигают нескольких тысяч патентов”, – уточнил Алексей.

  TOPGRADE – международная сеть деловых контактов и безопасных сделок, где руководители компаний решают свои бизнес-задачи, находя исполнителей и подрядчиков по всему миру.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ