СКОЛКОВО. ИНВЕСТИРУЙ ПО НАШЕМУ!

Речь о создании велась уже давно, но только в ноябрьском обращении презедента было заявлено:»надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров». На мой взгляд, сравнение будущего инновационного городка с меккой всего высокотехнологичного, по крайней мере, неуместно, но, чтобы создать правильное впечатление о поставленной задаче, сравнение подобрано как нельзя лучше.

На что же собственно закладываются и что хотят получить в результате от проекта Сколково или «Российской силиконовой долины». На этот вопрос как нельзя лучше ответил президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, выступая на парламентских слушаниях: «Проект «Сколково» должен стать отправной точкой для перевода экономики России на инновационные рельсы, отметил он. Президент фонда также назвал пять «китов» будущего «города в городе». Первым элементом является академическая наука, филиалы ведущих институтов. Вторым и, как считает Вексельберг, главным и основополагающим элементом должен стать образовательный исследовательский центр. «Это университет, который придаст всей системе образования новое содержание. Выпускники этого университета должны быть ориентированы на то, чтобы самостоятельно либо в составе группы производить и реализовывать интеллектуальный продукт. Мы должны отработать цепочку от идеи до создания и реализации интеллектуального продукта. Скорее всего, это не будет университет полного цикла. Мы хотим сосредоточиться изначально на магистратуре и аспирантуре. Приоритетом здесь должна стать исследовательская деятельность. Мы рассчитываем сосредоточить там критический уровень высокоинтеллектуальных профессоров-исследователей. Образование и исследовательская работа должны стать неотъемлемыми частями единого процесса», отмечает он. Третий элемент — представительства крупных компаний. Это необходимо, чтобы выстроить цепочку между бизнесом, коммерциализацией и наукой. Четвертый элемент — инкубатор, связанный с поддержкой «стартапов». Прежде всего, мы хотим сосредоточиться на поддержке малого бизнеса. Пятый элемент — инфраструктурная среда, которая необходима для осуществления всего процесса инновационной деятельности в целом. Это должен быть город, удобный для жизни и отдыха. Здесь должны быть и образовательные, и медицинские, и развлекательные учреждения. Это, если хотите, некий прообраз города будущего, созданный с использованием новейших урбанистических технологий».

Получится ли воплотить в жизнь эту амбициозную идею президента Медведева, покажет время. Однако сейчас самое время поговорить о том, как, при прочих равных, можно на этой идее заработать. Пока, конечно, рано говорить о прямом инвестировании в проекты, так как не выстроены все те цепочки, которые описал г-н Вексельберг, да и средства выделяемые на проект надо освоить, правда, в России с этим никогда проблем не возникало. Да и настораживает неудачный опыт малазийского премьера Махатира Мохаммада, который в конце 90-х торжественно открывал «город будущего» – Киберджайю, что в пригороде Куала-Лумпура. По замыслам авторов и разработчиков, это «город, где человек, природа и технологии будут гармонично уживаться друг с другом». На площади около 3 тысяч гектар должен был возникнуть «уникальный сплав тропической экосистемы и новейших информационных технологий». Десять лет спустя Киберджайя — все еще город-полупризрак: надежды на то, что туда тут же соберутся высокотехнологические компании и производства, не сбылись.

Что касается спроса на инновации в уже существующих, якобы, технопарках России(Новосибирск, Омск и Зеленоград) — там его просто нет, да и новый технопарк будет строится в чистом поле, без какой-либо базы. Сразу встает вопрос об окупаемости всего проекта «Сколково». Давайте посмотрим на это с менее скептической точки зрения. В данный момент в Сколково открыта «Московская школа управления «Сколково», где будут готовить будущих Биллов Гейтсов и Стивов Джобсов, и на основе своихисследований, по окончании учебы, каждый получит возможность реализовать свой старт-ап. Причем, направленность исследований будет вестись по всем пяти приоритетным направлениям модернизации — энергетика, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии.

История «кремневых долин» или технопарков в России ведется еще с советских времен, когда в 1957 году был основан Новосибирский Академгородок. Наряду с ним, технопарки также присутствуют в Зеленограде, Омске и других регионах, но Новосибирский самый крупный и самый старый. Как дела обстоят в нем сейчас? Мягко говоря, не очень. В 2008 году вышел из проекта генеральный инвестор ООО «РосЕвроДевелопмент» (входит в консорциум «РосЕвроГрупп»), — причиной послужило принятие закона «О содействии развитию жилищного строительства», по которому все федеральные земли, находившиеся в бессрочной аренде, в том числе у РАН, должны быть консолидированы в специальном фонде и могут продаваться или передаваться в аренду под строительство, в том числе технопарков, только на открытых аукционах. Но не все было потеряно, и как сообщает генеральный директор ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» Дмитрий Верховод, «Газпромбанк-Инвест» активно работает, ведет разнообразные, в том числе маркетинговые, исследования. Они изучают ситуацию и готовят бизнес-план, а окончательное решение может дать только совет директоров Газпромбанка». Что на самом деле происходит внутри Академгородка — не понятно, достоверной информации в открытых источниках не так много, но то, что есть, на мой взгляд, не отражает реальной ситуации. Возможно ли повторение подобной ситуации в Сколково? Я думаю, нет. Уж очень серьезные инвесторы вкладываются в проект, и тупой «развод на доверии» здесь не возможен.
Итак, как можно заработать на Сколково? Первое, что приходит на ум, — инвестировать в фонды венчурных инвестиций, правда, на данный момент фондов, которые инвестировали бы в проект «Сколково», не так много, а точнее один. Это закрытый фонд, созданный совместно Роснано и инвесторами, которые так усиленно привлекаются (Cisco, Nokia,Intel и т. д.), управление фонда передано УК «Тройка Диалог». Причем, по последней информации, 10 компаний прошли аккредитацию для инвестирования в Сколково, и, что самое интересное, в списке нет ни одной российской компании. Аккредитованных же на 10 лет освободили от налогов. Но, как же так, спросите вы меня, а как же наша Северсталь, которая объявила о своих планах «вложить» в Сколково порядка 30 миллионов долларов. Об этом говорили в кулуарах петербургского форума, но официально ничего объявлено не было. Я не говорю уже о бизнес-плане, хотя он, может быть, готовится. Подождем.

Вернемся к венчурным фондам, работающим в России. Фондов много, что хорошо. Но основными направлениями их инвестиций являются отрасли высоких технологий и смежные с ними. Составят ли конкуренцию старт-апы Сколково уже существующим? Вопрос открыт. Думаю, когда перспективы Сколково станут более очевидными для инвесторов, то и способов привлечения свободного капитала станет больше, правда это произойдет не завтра. Стоит отметить для финансового бизнеса возможность создания собственного паевого фонда частных венчурных инвестиций и заниматься привлечением свободных средств у частных инвесторов. Аккумулированные средства направлять в более крупные фонды или «держать руку на пульсе» и искать моменты и поводы для вложения во все быстрее и быстрее приближающиеся к нам старт-апы.

Шевченко Д.С.
газета BUSINESS
И.Д. ДЕЛОВОЕ ОДИНЦОВО

Подписывайтесь на BUSINESS