Самозанятых переводят на электронный документооборот: ФНС разрешила ЭДО с самозанятыми, но есть условия

6 сентября в ФНС России сообщили о старте пилотного проекта «Электронный документооборот с самозанятыми гражданами». Поучаствовать в нем может любой самозанятый, сотрудничающий с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Сделать это можно уже сейчас. Что нужно самозанятому для перехода на ЭДО (электронный документооборот) рассказываем ниже.

Сейчас, самозанятый, клиентами которого являются юрлица (ИП, ООО), обязан составлять и подписывать с ними акты выполненных работ на бумаге. Но с сегодняшнего дня от этой практики можно отказаться, полностью переведя данный процесс в электронный формат.

«В рамках пилотного проекта самозанятые смогут с помощью мобильного приложения оператора ЭДО или смартфона с функцией NFC составлять, подписывать и направлять своим заказчикам акты выполненных работ/оказанных услуг в электронном виде», – сообщили в ФНС.

Как удалось узнать BUSINESS, проект этот будет работать до марта 2025 года. После чего налоговики планируют оценить перспективы его расширения.

«Через приложение «Мой налог» участникам пилотного проекта будет направлена ссылка для прохождения опроса о его ходе с возможностью представить замечания, предложения и комментарии», – пояснили в ФНС.

Кроме того, пожелания можно направить на адрес электронной почты edo@tax.gov.ru, указав в теме сообщения «Пилотный проект с самозанятыми».

Как самозанятому подключить электронный документооборот (ЭДО)

В ФНС сразу предупреждают, что «участие самозанятых граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в пилотном проекте является добровольным». Ограничений никаких нет, кроме узкого круга операторов ЭДО, через которых можно подключиться. На сегодняшний день их всего три:

  1. АО «ПФ «СКБ Контур»
  2. АО «Инфотекс Интернет Траст»
  3. ООО «Такском»

Если вы, как самозанятый, работаете с заказчиками, которые ведут ЭДО у одного из этих операторов или готовы начать вести с вами документооборот через одного из этих операторов, то можно смело подключаться и забыть про бумажные акты. После чего у вас появится возможность с помощью мобильного приложения или портативного устройства составлять, подписывать и направлять своим заказчикам — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям акты выполненных работ/оказанных услуг в электронном виде.

Операторы ЭДО — это коммерческие организации, которые разрабатывают и обеспечивают работу сервисов ЭДО, предоставляют услугу по обмену электронными документами, гарантируют безопасность передаваемой информации.

Какие варианты электронной подписи самозанятый может использовать для работы в системе ЭДО

Как рассказали в ФНС, в пилотном проекте используются три технологии подписания актов, основанные на сертифицированных решениях:

  1. «Пластиковая карта» – NFC-карта с КЭП (квалифицированная электронная подпись). NFC-карта похожа на банковскую и оснащена бесконтактным интерфейсом (NFC). Для подписания документа ее достаточно поднести к телефону. Технология работы системы ЭДО с NFC-картой полностью защищена и сертифицирована ФСБ России.
  2. Мобильное приложение TrustDoc SE с НЭП (неквалифицированная электронная подпись). TrustDoc SE — мобильное приложение ЭДО для самозанятых со встроенной электронной подписью (в приложении используется НЭП). Оно помогает мгновенно отправлять и подписывать любые электронные документы с контрагентами. Передача документов ведется через доверенного ФНС России оператора ЭДО АО «Инфотекс Интернет Траст» (АО «ИИТ»).
  3. Флешка и веб-сервис Контур.Сайн — сервис для самозанятых, которые работают с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В нем можно подписывать договоры, акты, технические задания, допсоглашения и другие документы с заказчиками онлайн. Из минусов с собой нужно всегда носить флешку, на которой будет храниться ваша подпись (квалифицированная электронная подпись).

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ