Платный въезд в Москву НЕ опровергнут депутатом Поповым

18 декабря 2025 года в окончательном третьем чтении Госдума приняла законопроект № 1070392-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющий Московским властям вводить платные зоны для проезда транспорта. Ряд СМИ, включая BUSINESS, сообщили, что принятый документ позволяет вводить в столице платный проезд как в отдельные зоны, так и во весь город. 18 декабря в вечернем выпуске программы «60 минут» на телеканале «Россия 1» депутат Попов (ЕР) назвал информацию о введении платного въезда в Москву «бредом», ссылаясь на то, что законопроект затрагивает только локальные территории вроде Москва-Сити. Однако по данным BUSINESS, отдельные положения принятого законопроекта показывают, что мэрия может сама определять границы зон, позволяя ей охватить всю столицу целиком.

Платный въезд в Москву: опровержение депутата Попова под вопросом

«Какой чудовищный бред сейчас разливается по инфополю. Ну какой «платный въезд в Москву» или «платный въезд в районы Москвы? И главное, как это следует из принятого нами закона?», – заявил Попов в эфире «Россия 1».

Политик, подчеркнул, что изменения касаются только специальных территорий вроде Сколково или Москва-Сити (также в документе речь шла про «Сириус» в Краснодарском крае), напомнив «паникёрам» и «адептам секты» якобы платного въезда в Москву о федеральном законе № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года, в котором строительство платных участков дорог предусмотрено только при условии одновременного строительства либо сохранения бесплатных путей проезда.

«Это означает, что наличие бесплатного маршрута является обязательным условием эксплуатации платных автодорог», – сообщил Попов.

Проанализировав текст принятого Думой документа, BUSINESS обнаружил следующие положения, опровергающие слова Попова (далее в кавычках приводятся прямые цитаты из законопроекта):

1. Полномочия Москвы по ст. 22 Закона № 4802-1

Новый закон напрямую разрешает столице устанавливать платные зоны без федеральных ограничений на их масштаб.

«Решение об установлении платной зоны, содержащее сведения о границе платной зоны и сроки установления платной зоны, принимается высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы».

Границы зоны определяет само правительство Москвы, что теоретически позволяет охватить всю территорию города под предлогом «повышения комфортности условий проживания граждан» и улучшения санитарного состояния.

2. Определение платной зоны без ограничений по размеру.

Закон не запрещает создание зон, покрывающих весь город, включая региональные и местные дороги.

«[…] платная зона совокупность автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и (или) местного значения и (или) участков таких автомобильных дорог, расположенных на территории, границы которой определены решением об установлении платной зоны».

Это прямо подразумевает взимание платы за проезд по таким зонам, без привязки к локальным районам.

3. Исключение из требований о бесплатных альтернативах.

Ключевой момент — снятие обязательств по альтернативным бесплатным маршрутам именно для Москвы.

«21. Действие положений… в части обеспечения альтернативного бесплатного проезда не распространяется… в отношении автомобильных дорог… расположенных на территории города Москвы».

Такая норма усиливает гибкость: власти могут ввести плату без параллельных бесплатных путей, что делает общий платный въезд технически реализуемым.

4. Статья 421: гибкость для Москвы и Сириуса.

Закон чётко локализует платные зоны в столице, но без запрета на их расширение.

«1. Платные зоны могут быть установлены на территории города Москвы и в федеральной территории «Сириус»… Под использованием платной зоны понимается проезд транспортных средств по автомобильным дорогам и (или) участкам… включенным в эту платную зону».

«4. В решении об установлении платной зоны должны быть указаны границы территории платной зоны и срок установления платной зоны»

Опровержение Попова игнорирует эту свободу в определении границ, фокусируясь на предполагаемой практике, а не на букве закона.

Будет ли Москва вводить платный въезд в весь город или в центр города?

Указанный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, давая мэрии Собянина инструменты для потенциального расширения платных зон. Воспользуются этим правом столичные власти или нет, пока не известно.

Сейчас не лучшее время для введения платного въезда в Москву. Во всяком случае до окончания выборов, считает замглавы Национального автомобильного союза.

«Сейчас у нас предвыборный год. Полагаю, данный законопроект не начнёт работать до окончания этого процесса. А вот потом плату и введут. Сначала небольшую, затем больше и больше. Потом вся Москва. Потом и другие наши города. Так и кончится автомобильный рынок России», — высказал своё мнение на страницах MK.RU замглавы Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Напомним, несколько городов мира сейчас используют платный въезд для снижения трафика и загрязнения. Ни в одном случае это не охватывает всю столицу целиком — только центр или зоны низких выбросов. Среди таких городов: Стокгольм, Милан, Осло, Париж и Сингапур.

Подписывайтесь на BUSINESS