«ПАРАЗИТИРУЮЩАЯ» ПРИВАТИЗАЦИЯ

О засилье госсектора в российской экономике пишет немецкая Die Welt. «Доля государства в российской экономике достигла критического порога», — заявил вице-премьер Сергей Собянин на экономическом форуме. И действительно: каждый второй российский работник трудится в государственном секторе. Нужны условия для развития конкуренции, потребовал Собянин.

ПАРАЗИТИРУЮЩАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ - газета БИЗНЕС | ДЕЛОВОЕ ОДИНЦОВО

Лейтмотивом статьи звучала тема о том, что после распада СССР в руках государства остались некоторые отрасли, например, газовая. Зато нефтедобыча, нефтепереработка и металлургия обрели возможность действовать эффективно и свободно конкурировать между собой.

Без государства не справиться

В 2000 году с приходом к власти Владимира Путина верх взяла обратная тенденция. Государство вернулось во многие из самостоятельных предприятий, поставив на место управляющих лиц, близких руководству страны. В итоге сложилась целая консолидированная система холдингов, действующих под государственной эгидой.

Недовольный бизнес

Сложившимся положением частный бизнес недоволен. Это подтверждают слова Вагита Аликперова, главы «Лукойла», сказанные им в интервью газете «Ведомости»: «Меня слышат, но реакции нет». Деление предприятий на государственные и негосударственные несправедливо, считает он.

По словам издания, сильное государственное влияние в экономике привело к тому, что в мировом масштабе она становилась все менее конкурентоспособной. С 52-го места в 2000 году Россия скатилась на 63-е в прошлом году, напоминает издание.

Die Welt

«Где за частным предпринимательством постоянно следят с подозрением, где оно играет роль дойной коровы для коррумпированных чиновников, предпринимательский дух исчезает», — пишет немецкий обозреватель. Соответственно, говорится далее в статье, отход государства из экономики — это давно назревшее требование. Недаром в конце июля правительство объявило о второй волне приватизации.

Однако, напоминает издание, нынешней волной россияне обязаны в первую очередь бюджетному дефициту. Да и подписи Путина под документом все еще нет.

Газета BUSINESS | ДЕЛОВОЕ ОДИНЦОВО

Наблюдение за динамикой государственного присутствия в экономике России заставляет задуматься о том, кто же наиболее эффективен – государство или народ. Растущий тренд эффективности и конкуренции, а также повышения прибыли после распада СССР сменился «паразитирующей» консолидацией активов государством – по-простому говоря, Россия села на «нефтяную иглу» — набравший к тому времени обороты сырьевой бизнес, находясь под контролем руководства страны, «кормил» не только бюджет, но и коррупционных элементов.

Сейчас, когда цена на нефть колеблется и крайне ненадежна, когда открываются новые перспективы в виде освоения дополнительных огромных территорий, расширения поставок сырья в азиатские страны и строительство «Северного потока», требуется более эффективное управление, нежели рука государства, у официального руля которого стоит не Владимир Путин. Незамедлительно последовали заявления о новой, второй волне приватизации, в ходе которой доля государства в компаниях будет снижена в среднем до 50%, что поспособствует росту доходов частных лиц и более здоровому развитию конкуренции.

Однако заметим, что после консолидации предприятий в руках частного бизнеса, на фоне снижения доли государства, по устоявшейся динамике должен последовать обратный рост госучастия в ключевых секторах. Неужели руководство страны пользуется более талантливым частным менеджментом для «раскрутки» бизнеса, чтобы впоследствии вернуться и «пополнять» бюджеты, изымая из исправно работающих предприятий прибыли и налоговые платежи?

Тем не менее, спекулятивных финансовых действий никто не отменял и у частного инвестора, как полагается, есть все возможности для краткосрочного или же долгосрочного приобретения государственных активов, о чем газета «BUSINESS» рассказывает в разделе «ИНВЕСТИЦИИ».

Подписывайтесь на BUSINESS