В октябре 2024 года Государственная дума РФ рассмотрит законопроект об отмене ЕГЭ. Сейчас точно известно, что в 2025 году ЕГЭ не уберут, зато в 2026-2027 в учебном году государственный экзамен вполне могут ждать изменения в случае принятия законопроекта.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил журналистам, «что все инициативы и изменения, касающиеся экзамена, принимаются минимум за два года до самого тестирования».
Сама отмена ЕГЭ, это достаточно громкий термин, т.к. законопроект предлагает не отмену, а замену Единого государственного экзамена на итоговую аттестацию.
«Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разработан в целях замены единого государственного экзамена (ЕГЭ) на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы законопроекта утверждают, что реформа образования, начатая с введением ЕГЭ, не приносит ожидаемых результатов, выражающихся отчасти в более высоком качестве знаний и доступности высшего образования. Также сообщается, что содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса.
«Для эффективной подготовки учащегося к ЕГЭ необходимо дополнительно нанимать репетиторов, услуги которых отличаются высокой стоимостью и непосильны для многих родителей», — рассказал Депутат Государственной думы Я.Е.Нилов в пояснительной записке к законопроекту.
Также он подчеркнул, что выпускникам, получившим высокие баллы (на ЕГЭ — прим. ред.), иногда не остается мест в вузе из-за победителей и призеров олимпиад. Имеются факты, когда школьников за деньги готовят к олимпиадам преподаватели вузов, которые являются организаторами этих олимпиад.
«В результате введения ЕГЭ, как считают эксперты, расходы родителей переместились на рынок репетиторов, а коррупционная составляющая — из сферы приемных комиссий в сферу олимпиад», — рассказал Нилов.
Приведенные аргументы отчасти могли послужить появлению дополнительной инициативы в школьной системе образования — «Портфолио».
Портфолио школьника вместо отмены ЕГЭ
Разговоры о портфолио школьника и его учете при поступлении в вуз ведутся не первый год. В нем планируется фиксировать все достижения ребенка в учебе, волонтерстве, искусстве, спорте на протяжении всего срока обучения с 4 по 11 класс включительно.
«Сейчас это интересует, по сути, только учеников 9-11-х классов: они активно участвуют в олимпиадах, соревнованиях, потому что это нужно для учета индивидуальных достижений при поступлении в вуз. Все соревнования, где участвуют более младшие школьники, никак вузами не засчитываются. Это демотивирует», — рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Чиновник отметил, что Портфолио способно изменить подход к итоговой экзаменации учеников, и при такой системе экзамены, возможно, будут уже не нужны. Однако ожидать этого стоит не ранее чем через 10-15 лет.
«В течение ближайших 10-15 лет роль портфолио ежегодно будет усиливаться, и когда-то, возможно, вузы по желанию смогут использовать эти результаты, чтобы принять решение о зачислении. Это перспектива не ранее 10-15 лет», — рассказывал Анзор Музаев в апреле 2022 года во время прямой линии с родителями школьников.
20 июля 2024 года, чиновник подтвердил журналистам намерения своего ведомства.
«Я вижу в долгосрочной перспективе, что мы будем уходить в область все-таки того, что будут все больше и больше фиксироваться результаты ребенка на долгом промежутке его обучения. Например, в этом году вышло постановление правительства — Всероссийские проверочные работы стали обязательными. Вот они будут фиксироваться в системе. Этот результат будет для нас верифицирован. И в будущем у нас накопится банк данных, начиная с тех ребят, которые сейчас в четвертом классе и впервые напишут эти работы», — сказал Музаев.
Таким образом, портфолио школьника при поступлении в ВУЗ будет представлять собой некое подобие резюме, которое показывают соискатели на этапе рассмотрения кандидатов при приеме на работу. Однако сейчас есть проблемы с учетом всех заслуг школьников.
По словам Музаева, когда система образования научится фиксировать достижения ребенка в волонтерстве, искусстве, спорте и иных активностях, и сделает так, чтобы поэтапно эти достижения не вызывали ни у кого сомнений, что они реальные, тогда в стране сложится другой подход к экзамену (ЕГЭ — прим. ред.).
«И, возможно, тогда, если это получится, экзамен не нужен будет», — отметил глава Рособрнадзора.
По итогу всего вышеописанного и с учетом последовательности событий, — комментирует главный редактор BUSINESS Мельников М.А., «складывается впечатление, что Нилов предложил отменить ЕГЭ, а Рособрнадзор в лице Музаева, заблаговременно подготовил почву для отказа от данной инициативы. Так, после появления в инфополе, новости о готовящемся рассмотрении законопроекта Нилова по отмене ЕГЭ, Рособрнадзор в лице Музаева, согласился с тем, что ЕГЭ надо отменять, но предложил свою более долгосрочную (по срокам внедрения) инициативу — уход от ЕГЭ через внедрение Портфолио. Тем самым предлагаемая Ниловым идея по скорейшей отмене ЕГЭ, по версии Музаева, имеет место быть, но должна быть растянута на период в 10-15 лет и осуществляться именно через внедрение портфолио».