ИСКУССТВО КАК ФИНАНСОВЫЙ АКТИВ

ИНТЕРВЬЮ С ОРГАНИЗАТОРОМ И РУКОВОДИТЕЛЕМ «АРТ-ГАЛЕРЕИ ДОЛИНИНОЙ»

Во время проведения выставки работ Великой Княжны из рода Романовых, Ольги Александровны Романовой, корреспондент газеты «BUSINESS» побеседовал с организатором и руководителем «Арт-галереи Долининой» Ириной Владленовной Долининой. Тема беседы – инвестиции в современное российское художество.

 

— Здравствуйте, Ирина Владленовна! Очень приятно присутствовать сегодня здесь, у Вас, в Галерее. Любимое дело в любимом городе – лучше и придумать нельзя! Как же Вы пришли в этот бизнес?

 

— Совершенно случайно. По образованию я учитель-географ, работала и в детском саду, и музыкальным работником, и в школе. Как хобби, меня интересовали народные промыслы, авторские работы, и, конечно, картины. Однажды наступил такой момент, когда я пришла к мысли, что работу свою надо «построить» рядом с домом. Как раз в это время мой приятель из Ленинграда предложил мне взять у него итальянские станки для резки багета, после чего я стала искать под помещение под багетную мастерскую. После, одевая чужие картины в багет, я подумала,  почему бы мне не продавать свои. Я вела переговоры, авторы приносили мне свои работы… Кто-то — картины, кто-то – кружки, стаканы, сувенирку, керамику, копилки – и вот с этого всё пошло. Самое трудное было – разыскать хороших художников.

 

— Как искали?

 

— Искала везде… Начала с Вернисажа, но быстро его переросла. Если раньше там можно было найти хороших авторов с качественными полотнами, то позже это стало чисто коммерческим предприятием – одни и те же картины! Если в воскресенье продали, то за неделю пишутся новые, чуть ли не под копирку!

Я ездила по мастерским России и всего мира, но, в итоге, пришла к тому, что наиболее сильной кистью обладают именно российские художники.

 

— Если всмотреться вдумчиво, обыденное, на первый взгляд, изображение русских берёзок вызывает сильнейшие эмоциональные ощущения. При этом, на Западе больше заметна именно сила кисти, как таковой. Я имею в виду визуальные эффекты. Взять, например, Пикассо с его кубизмом…

 

— Оно и понятно. Русский народ – он эмоционален, горяч, нетерпелив! (смеется) До сих пор именно русская живопись на всех аукционах мира является самой дорогостоящей.

Что касается Запада, там много известных и сильных художников, но, все-таки, во многих из них присутствует момент раскрутки. Удалось художника раскрутить – картины его стоят дорого…

 

— Поп-арт?

— Да. Лично я — приверженец старой, доброкачественной, русской картины, и поэтому считаю, что момент раскрутки не очень-то и долговечен. Часто бывает как — раскрутят какого-нибудь модного художника, пройдет несколько лет – и мы его не видим и не слышим. А наши мастера как занимали главенствующие позиции, так и занимают до сих пор.

У западных авторов, это, конечно, примитивное суждение, но, тем не менее, работы походят на цветовое пятно, которое должно украшать стену. Чисто цветовое восприятие. Но это отнюдь не хорошо прописанный пейзаж, это не сложная работа.

 

— Перейдем к нашей теме… Украсить стену или же выбрать предмет для инвестиций – сильно ли различается спрос?

 

— Конечно, тот, кто может, вкладывает деньги, в основном, в антиквариат, в хороших русских художников. Но я знаю много людей, которые собирают именно современную русскую живопись, талантливых русских художников, которые, со временем, станут известны. Кстати, тем же самым занимаюсь и я. Пытаюсь разыскать художника в какой-нибудь деревне… У меня есть совершенно чудный мальчик Олег Семиколенов, который сидит с тремя детьми, где-то в глуши… И я собираю его работы — они очень самобытны. Также у меня есть художники, которые занимаются иконописью. Их работы очень недорогие.

 

— Каков порядок цен?

 

— Можно купить картины и за 1000 рублей, но это хорошие работы, настоящие! У меня был художник из глубинки под Пермью – как только я выставила работы, его сразу же пригласили во Францию. Его увели у меня из под носа (смеется)! А ведь у него были совершенно недорогие работы.

Есть у меня еще такие авторы, как Лазарев и Лукьянов – их заграницей знают лучше, чем у в России. У Лазарева очень сложные философские работы — одна из них открывала выставку в Испании, в 2005 году.

 

— Всё же хочется знать рублевый эквивалент…

 

— Понимаете, картина должна соответствовать вашим вкусам и внутреннему содержанию: один любит пейзаж, другой – копию. Кто-то любит сложные грунты или философию. Из этого, я считаю, и надо исходить при покупке. Естественно, сложная многослойная работа большого формата явно будет стоить от 30 000 тыс. руб. и выше. А простая картина, написанная на природе, от души, например, авторства Ракова, стоит, на мой взгляд, копейки.

 

— Формирование стоимости картины понятно, если это ретроспектива. Стоимость старых работ проверена временем. Их сложно купить, также непросто продать. Простое правило – ликвидость/доходность. Можно ли делать, на Ваш взгляд, прогнозы на перспективу? Какое направление будет популярным?

— Я считаю, что всегда будет популярен хороший пейзаж, философские работы, в которых можно день изо дня открывать для себя что-то новое, ну и, конечно, картины, богатые эмоциональным содержанием, как, например, работы Сафроновой, которая является директором Псковского музея.

Для меня же картины всегда будут делиться на старые работы, которые имеют коммерческую стоимость, на работы, в которых люди находят что-то своё, близкое, и на работы, которые являют собой красивое цветовое пятно, задевающее эмоциональные струны человека.

 

— Если, допустим, появляются добротно написанные пейзажи, простые по содержанию, но очень сильные эмоционально, которые притягивают большое количество людей. Кто-то расчувствуется так, что будет готов заплатить больше других. Можно ли на этом составить прогноз роста стоимости такой картины, скажем, на десять лет?

— Безусловно. Я знаю художников, чьи работы через десять лет будут стоить намного дороже. Более того, я хочу сказать, что работаю уже двенадцать лет и за это время я совершенно четко вижу эти тенденции. Те художники, картины которых тогда стоили по 1000-2000 руб.,- ну, может, конечно, это и инфляция, но не настолько, — которые теперь стоят несколько тысяч долларов.

Кстати, четырех своих художников, которые представлены в Галерее, я вывозила во Францию и они получили очень и очень высокие отзывы. К сожалению, не было возможности использовать их работы с коммерческой точки зрения.

— Почему не было?

— Там были некоторые сложности с проплатами, французскими банками, могли выписать какую-то бумажку, с которой потом надо было бегать месяц…

— То есть процедура продажи картин там поставлена на серьезном уровне, с элементом бюрократии?

— Да. Во Франции человек не может просто так прийти и купить за несколько тысяч долларов наличными какую-нибудь картину, даже в обычной галерее. Сначала выписывается чек на галерею, где выставлена работа. Галерея должна провести платеж и так далее. Тогда мы не были к этому готовы. Однако знаю точно – во время нашего следующего визита заграницу большую часть работ мои художники продадут. Ко мне приезжали галеристы из Вены, из скандинавских стран, оставляли свои контакты, предлагали открыть подобного рода магазины в Германии … и я поняла одно – если бы у них были такие картины, они были бы миллионерами (смеется).

— Как, на Ваш взгляд, люди приходят к такому занятию, как коллекционирование картин, приходят к этому, как к бизнесу? Есть ли у Вас какие-то консультации для тех, кто хочет начать? Или же человек спонтанно становится коллекционером – подарили картину, и подумалось, а не вкладывать ли мне деньги в искусство?

— За двенадцать лет работы многие жители г.Одинцово приобретали у меня картины и становились коллекционерами. Кому-то нравятся одни художники, кому-то – другие. Они приходят и говорят, вот у нас висят дома такие-то картины, хотелось бы нам еще что-то — мы работаем в рекомендательных целях. Больше того, картину можно принести, поменять, можно взять её домой, чтобы повисела на стене – понять, подходит или не подходит, естественно, оставив залог.

Что касается рекомендаций, я держу персонал, который всегда посоветует, что купить.

— Ваши консультанты дают рекомендации на тему, подходит ли картина к интерьеру, или же с финансовой точки зрения.

— У нас присутствуют как дизайнеры по интерьеру, которые подберут подходящую раму, оформят необходимую цветовую гамму, так и консультанты по инвестициям в дорогостоящие картины и антиквариат. Также, по вопросам вложения капитала, у нас тесно налажены связи с Третьяковской галереей.

— Если человек когда-то купил картину у Вас и однажды он приходит и говорит, помогите мне её продать – работаете ли Вы по комиссионной схеме?

— Да, несомненно. Мы берем работы на реализацию. Если картина куплена у нас, она обязательно подлежит обмену или возврату денег, более того, на перепродаже можно неплохо заработать. Я же не могу оставить человека недовольным. И это, кстати, помогает процветанию бизнеса (смеется).

— Поддерживаете ли постоянные связи с Вашими клиентами?

— Несомненно. Это и постоянные коллекционеры, покупатели, мои знакомые – все они приглашаются на открытие выставок, лекции, вечера. Выставки проходят в Галерее каждый месяц. И даже если кто-то не пришел и не смог познакомиться с художником, мы готовы специально пригласить художника для Вас.

Кстати, приглашаю Вас на лекцию, которая состоится 11 августа и которую будет проводить Ольга Николаевна Куликовская-Романова по случаю выставки работ Великой Княжны Ольги Александровны Романовой. Прекрасные экспонаты для пополнения коллекции.

— Спасибо за беседу, Ирина Владленовна. Я думаю, наши читатели- ценители искусства с удовольствием посетят Вашу Галерею.

 

Беседу провел
Кузьмин Дмитрий
газета BUSINESS
И.Д. ДЕЛОВОЕ ОДИНЦОВО

Подписывайтесь на BUSINESS