Денежные переводы на карту и необоснованные покупки берут на контроль с целью «справедливого налогообложения»

Все это может быть реализовано в рамках исполнения поручения Президента РФ по введению прогрессивного налога на доходы физических лиц.

Хронология:

29 февраля 2024 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал обеспечить «более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы».

12 марта президент уточнил, что речь идет о «прогрессивном налоге». В Госдуме добавили, что правительство и Дума уже работают над поправками в Налоговый кодекс.

19 марта в Минфине заявили, что собираются закрыть лазейки, которые использую налогоплательщики для занижения налоговой базы по НДФЛ.

«Видно, что есть механизмы налоговой оптимизации, в том числе в НДФЛ, которые достаточно давно были заложены. И если мы говорим о повышении справедливости налогообложения (введение прогрессивной шкалы налогообложения — прим. ред.), то в случае с механизмами оптимизации в НДФЛ необходимо будет выровнять условия», — заявил замминистра финансов Алексей Сазанов на расширенной коллегии ФНС.

Он уточнил, что «есть лазейки для неуплаты НДФЛ по отдельным операциям и их надо закрыть».

19 марта министр финансов Антон Силуанов предложил Федеральному казначейству и Банку России углубить взаимодействие в области внедрения цифрового рубля в 2024 г.

Как эти события могут быть связаны?

Выражаясь понятным языком, речь идет об усилении контроля государства за «зарплатами в конвертах». Такие поступления могут проходить как в наличной, так и безналичной форме (переводом с карты физлица (заказчика) на карту физлица (исполнителя). Это же касается и арендных, и других платежей.

Введение контроля за переводами с карты на карту

Как налоговая будет отслеживать переводы с карты на карту в указанном контексте пока неизвестно. Понятно, что под подозрение попадают систематические, например, раз или два раза в месяц, поступления от одного и того же плательщика. Такая практика уже применяется в отношении самозанятых для контроля сокрытия трудовых отношений.

Еще существует мнение, что для контроля «зарплат в конвертах» (читай: переводов с карты на карту) со стороны налоговой может использоваться и Цифровой рубль. Его популяризация уже идет полным ходом. В декабре 2023 г. ЦБ РФ заявлял, что полноценное внедрение начнется не раньше 2025 г. Однако 19 марта 2024 г., министр финансов Антон Силуанов предложил усилить темп.

«В текущем году необходимо делать платежи быстрее и дешевле для граждан и клиентов: совместно с ЦБ РФ внедрять цифровой рубль, расширять использование СБП и системы “Мир”», – говорится в сообщении кабмина в Telegram-канале по итогам выступления Силуанова на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства.

Цифровой рубль позволяет отслеживать расходование средств в том числе по определенному назначению.

«Цифровую валюту проще отследить, автоматизировать контроль за ее целевым расходованием […]», – рассказывал еще в 2022 году Владимир Соловьев, руководитель департамента анализа данных и машинного обучения Финансового университета при Правительстве РФ.

Дальше всех во внедрении национальной цифровой валюты продвинулся Китай. Там уже откровенно заявляют, что их цифровой юань призван заменить наличные деньги.

Контроль за наличными платежами

Запланированная борьба государства с «зарплатой в конвертах» подразумевает какую-то более усиленную слежку за движением и наличных средств. Тут, эффективно контролировать крупные покупки, которые граждане обязаны каким-либо образом регистрировать: недвижимость, автомобили, акции и пр.

С тотальным внедрением цифрового рубля, кстати, такие покупки не совершать будет сложно. Ведь цифровая национальная валюта, как предполагается, будет иметь ограниченный срок действия (жизни). Российский экономист Валентин Катасонов, со ссылкой на публичные данные Народного банка Китая (опережает РФ по внедрению цифровой нацвалюты), отмечает, что «цифровые деньги, которые заменят нынешние наличные и безналичные, будут иметь ограниченные функции».

«Они сохранят функции меры стоимости, средства обмена и средства платежа, но будут лишены четвёртой функции – средства тезаврации (накопления). […] срок действия выпущенного в обращение цифрового юаня будет ограниченным. Он будет «таять» (дисконтироваться) и в какой-то момент прекращать своё существование. Сберегать и накапливать деньги с помощью цифровой валюты будет невозможно», – рассказывает Катасонов.

Исходя из этого можно сделать вывод, что получение серого дохода в цифровой валюте, если это вообще будет возможно, спровоцирует получателя, скорее её материализовать в виде какой-либо реальной ценности. А контроль за такими покупками, идет рука об руку с задачами государства по контролю «зарплат в конверте», которые могут осуществляться в наличной форме.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ