Если в прошлом году отток был вызван погашением внешнего долга банками и корпорациями, то в этом он стал результатом «эвакуации» за рубеж свободных средств и накопленной прибыли.
За январь-март российские резиденты вложили 13,4 млрд долларов в покупку иностранных активов — в 5 раз больше, чем за тот же период прошлого года, и на 60% выше суммы за весь 2020-й.
Отток из банковской системы связан с большим притоком экспортной выручки, объясняют аналитики Росбанка. За ноябрь-февраль на валютные счета российских компаний пришло 30 млрд долларов (рекордная за 7 лет сумма), и кредитные организации разместили её на корсчетах и депозитах за рубежом.
Что касается нефинансового сектора, то его операции — это результат «низкого уровня доверия», говорит главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин.
Сказываются опасения новых, более жёстких санкций в случае военного конфликта с Украиной, а также в рамках возможного второго пакета мер по закону о контроле за химическим и биологическим оружием США — они могут быть применены через 90 дней после первого этапа, то есть в июне этого года, отмечает аналитик «Финама» Ольга Беленькая.
Кроме того, растут доходности американских облигаций, что делает доллар привлекательнее для инвестиций — всё это сигнализирует о рисках сохранения оттока капитала в ближайшие месяцы, указывает она.