КИС «АРТ» — система контроля за деятельностью такси, в неё включены все участники рынка таксомоторных перевозок. Она будет следить за тем, чтобы водители не перерабатывали, вовремя проходили медосмотр, а на линии были только технически исправные машины. Как предполагается разработчиками, это повысит безопасность поездок.
«Все, кто не будет соблюдать правила и не зарегистрируется в системе, не смогут получать и выполнять заказы такси», — рассказывают в Яндекс.Такси.
К системе будут подключены водители, таксопарки, медицинские центры (медработники), механики и технические специалисты.
«Чтобы продолжать получать заказы после 1 августа 2021 года, водителю необходимо получить КИС «АРТ» ID», — предупреждают в Яндексе.
Соответственно, если водитель не зарегистрируется в КИС «АРТ» до 1 августа, его доступ к заказам такси будет отключен.
«Если водитель получил временный КИС «АРТ» ID через Яндекс.Про, у него дополнительно будет 14 дней, чтобы завершить свою регистрацию», — уточнили в службе поддержки Яндекс.Такси.
Нерезиденты (граждане других государств) могут зарегистрироваться на Госуслугах и тоже получат КИС «АРТ» ID. Для создания учетной записи им понадобится паспорт и СНИЛС.
Самозанятым нужно регистрироваться как обычному водителю. Владелец разрешения на автомобиль должен зарегистрироваться в КИС «АРТ» как перевозчик.
Массовый бойкот таксистами КИС «АРТ»
Запуск системы приведет к коллапсу на рынке, считает межрегиональный профсоюз «Таксист» (включает 2000 водителей и таксопарков).
Введение КИС «АРТ» приведет к сокращению машин на линии на 25-50%, предсказывают владельцы таксопарков. Если в таксопарке 200 и более машин, организация водителям одновременного медосмотра и техосмотра дважды в день потребует больших издержек.
Если рабочую неделю ограничить 40 часами, водители не смогут заработать, они лишь покроют траты на аренду, бензин и проценты агрегатору, рассказал Forbes один из членов профсоюза «Таксист».
«Мы надеемся, что при таких условиях агрегаторы такси повысят стоимость поездок, либо нам увеличат рабочую неделю до 56 часов в неделю»
Однако, это не единственная проблема. Многие водители не понимают, можно ли ездить на своей рабочей машине после окончания рабочего дня, установленного КИС «АРТ».
«Получается, если я отработаю 8 часов, поеду на этой же машине на дачу, меня зафиксирует дорожная камера, передаст данные в КИС «АРТ», то меня на следующий день отстранят от заказов в Яндекс.Такси, потому что система посчитает, что я работал сверхурочно?», — задается вопросом один из водителей с которым удалось побеседовать BUSINESS.
Несмотря на то что технически это вряд ли будет выполнено таким образом (скорее всего, рабочий день будет считаться по времени работы приложений агрегаторов такси), блогеры и другие лидеры мнений в среде таксистов, призывают их не регистрироваться в системе. Судя по комментариям в соцсетях и сообщениям водителей в специализированных чатах, идею поддерживают многие таксисты.
Чего ждать пассажирам с 1 августа
Учитывая, что таксопарки ожидают сокращение машин на линии на 25-50%, а также массовый бойкот водителями призывов регистрироваться в КИС «АРТ», начало августа может быть отмечено резким скачком стоимости поездок для пассажиров, пользующихся любыми агрегаторами такси (Яндекс.Такси, Ситимобил и т.п.).
Произойдет это из-за автоматического расчета агрегаторами стоимости поездки на основе анализа спроса и предложения. Если водителей хватать не будет, то спрос превысит предложение, и цена поездки поползет вверх. Такую схему таксисты уже обкатали в 2019-2020 годах, когда бойкотировали работу Яндекс.Такси.
Обновление от 02.08.2021: «По многочисленным просьбам бизнеса» запуск Комплексной информационной системы «Аналитики работы такси» (КИС «АРТ») отложен до 14 августа, рассказали участники тынка такси и подтвердили в дептрансе Москвы.
Любые вопросы, связанные с системой КИС «АРТ», можно направлять по адресу электронной почты: ART@TRANSPORT.MOS.RU или позвонив на короткий номер контакт-центра «Московский транспорт»: 3210