Недавно ко мне обратился предприниматель, который недавно открыл свой зоомагазин и попросил помощи вот в такой ситуации: к нему обратился покупатель с требованием о возврате денег за умершего попугая. Животных владелец магазина покупает в крупном специализированном зооцентре, каждый день следит за ними и убирается в клетке. На момент продажи, птица была абсолютно здорова. Продавец пожалел покупателя и вернул ему деньги. Теперь другие покупатели приносят недавно купленных здоровых животных и требуют денег. Чеки они предоставляют, причем в чеках срок от даты продажи не более 10 дней. И это вошло в систему.
Как была разрешена данная ситуация?
— Предпринимателю было разъяснено, что данный вопрос регулируется Законом о защите прав потребителей, статья 25 которого гласит:
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации. При этом в данном Перечне присутствует пункт: «13. Животные и растения». Таким образом, животные и растения не подлежат обмену и возврату.
А что необходимо сделать, чтобы подобные ситуации не повторялись?
Чтобы подобные случаи больше не повторялись, в дальнейшем можно повесить в магазине объявление:
«В соответствии с п.13 перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ОБМЕНУ И ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖАТ.
С уважением, администрация магазина».
Данная ситуация, конечно, несколько курьезна, но, тем не менее, она наглядно показывает, что права продавца не менее важны, чем права покупателя и в решении спорных вопросов на данную тему, следует обращаться к Закону о защите прав потребителей. Если же решить проблему самостоятельно, не удалось, целесообразнее всего будет обращение к профессионалам.
Адвокатский кабинет № 1221
г. Одинцово, ул. Вокзальная, д. 3″Б», ТЦ «АЛЕНА», 2-й эт.
+7 (925) 750-09-33
г. Одинцово, ул. Советская, д. 9, ТЦ «Одинцовский Арбат», 4-й эт., 10-й оф.
+7 (495) 597-35-09
г. Кубинка, Нарофоминское ш., д. 34А, Привокзальная площадь, ТЦ «Радуга», 2-й эт.