По словам Никиты Согрина, «процесс «сборки» результатов интеллектуальной деятельности, в совокупности составляющих франчайзинговый пакет, — творческий. Практически всегда передается ведь не только товарный знак, но еще и брендбук, решения по дизайну помещения, описание стандартов обслуживания, ноу-хау… Эти и прочие результаты интеллектуальной деятельности, собственно, и определяют коммерческую привлекательность франшизы».
Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрии в Российской Федерации» определяет креативные индустрии через производство креативного продукта, интеллектуальной собственности, напомнил Никита Согрин.
«Для того чтобы включать объекты интеллектуальной собственности во франчайзинговые пакеты и извлекать из них коммерческую прибыль в дальнейшем, необходимо фиксировать факт их создания, а также правообладание и авторство», — добавил представитель РЦИС.
Для того чтобы зафиксировать права и сформировать портфель, который будет передаваться по франшизе, пригодится цифровая платформа Scale IT, интегрированная с общественно-государственной блокчейн-инфраструктурой РЦИС.РФ. Это своеобразный защищенный хаб, платформа для цифровых сделок по франчайзингу с верификацией франчайзеров. Платформа позволяет грамотно «упаковать» портфель интеллектуальной собственности, составить договор коммерческой концессии и заключить сделку с минимизацией самых распространенных ошибок. Покупателям франшизы платформа полезна тем, что впервые у франчайзи появляется возможность увидеть не рекламные предложения, а реальные условия договоров.
Как отметил Никита Согрин, особенно важно, что Scale IT представляет собой узел общественно-государственной инфраструктуры РЦИС.РФ:
«Сеть РЦИС — это современное, технологическое инфраструктурное решение, охватывающее весь “жизненный цикл” объектов интеллектуальной собственности и позволяющее решить широкий круг задач — от фиксации прав до их передачи, залога и защиты. И это решение объединяет интересы государства и бизнеса».
Никита Согрин особо подчеркнул, что обращение к инструментам франчайзинга дает мощное конкурентное преимущество:
«Соберите франшизу, если вы хотите масштабировать свой бизнес на территории всей страны или за рубежом. Соберите франшизу, и она станет вашей защитой. Ваши же франчайзи будут заинтересованы в борьбе с недобросовестными конкурентами, которые попытаются вас скопировать».
По словам юриста, в законодательстве нет понятия «более» или «менее» творческий бизнес, а потому везде, где речь идет о создании новых решений и продуктов, о творческом вкладе в дело и интеллектуальной собственности, уместен и разговор о креативных индустриях.
Эксперт по «упаковке» франшиз, руководитель BE Franch Елена Стефанова согласилась с тем, что творческая составляющая есть в самых неожиданных видах бизнеса.
«Даже в такой, на первый взгляд далекой от креатива области, как медицина, есть направления, которые можно масштабировать с помощью франчайзинга», — отметила она.
Социальный франчайзинг — это 1,5 млн рабочих мест сейчас и 6 млн рабочих мест в перспективе, а социальные проекты — деятельность, которая касается каждого из нас, и речь идет не только о помощи незащищенным группам людей, отметил директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко:
«Рост рынка франчайзинга с 2009 года — 12-16% в год. И специалисты прогнозируют дальнейшую положительную динамику».
Он также напомнил присутствующим, что́ франчайзинг дает партнерам: доступ к опробованным методам ведения бизнеса, возможность быть частью единой маркетинговой структуры федерального уровня, известность бренда и лояльность потребителя.
Франшиза позволяет выбрать модель, наиболее удовлетворяющую потребность в определенном товаре или определенной услуге в конкретный момент в конкретной местности.
«Современный социальный франчайзинг уверенно двигается вглубь территорий. 85% — такова средняя устойчивость франчайзинга. Это показывает, насколько эффективной может быть его господдержка. Миллион, вложенный во франчайзинг, будет в пять раз эффективнее вложений в стартапы», — отметил Юрий Михайличенко.
Он подчеркнул, что, оформляя интеллектуальные права на креативное ядро франшизы, бизнес может легко тиражировать свой коммерческий опыт не только в стране, но и за рубежом.
«Так мы можем через франшизы прививать и транслировать свой культурный код миру», — отметил директор РАФ.
В финале дискуссии со сцены креативного кластера «Домна» прозвучало революционное: да, социальный франчайзинг — это креативные индустрии. И его нужно законодательно закрепить как элемент креативный экономики страны.
Международный форум-выставка социальных технологий «СОЦИО» в Екатеринбурге проходит с 16 по 18 апреля. На площадке собрались представители государства, бизнеса, науки, заинтересованные в развитии социальной сферы за счет деловых и технологических инноваций.