16 декабря Госдума рассмотрит законопроекты о введении QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта. Против принятия документа выступают 36,5% врачей (исследование компании «Медицинские информационные решения») и 76% граждан в целом по стране (данные опроса, которое провёл «Левада-центр», признанный Минюстом «иностранным агентом»).
Сейчас региональные власти голосуют за применение данного закона в своих муниципалитетах. Как сказал Президент РФ, законопроект носит рамочный характер и должен быть проработан, в том числе с регионами.
«Закон о QR-кодах» не про автобусы и электрички
В СМИ очень часто называют указанный законопроект «законом о QR-кодах» или «законом о QR-кодах в общественных местах и на транспорте» не конкретизируя в части транспорта, что речь идёт только об авиаперелётах и поездах дальнего следования. В этой связи некоторые граждане ошибочно думают, что принятие этого закона ограничит их передвижение в городском общественном транспорте. Как следствие, можно наблюдать рост популярности связанных с этим запросов в поисковиках: «qr коды в автобусе Москва», «qr коды в автобусе Красноярск», «qr коды в автобусе Пермь» и т.п.
«Законопроект не распространяется на пассажирские перевозки городским транспортом и в пригородных электричках», — заключили в Комитете по промышленности и торговле, рекомендовав принять документ в первом чтении.
На данный момент пилотный проект по проверке QR-кодов в городском и межмуниципальном общественном транспорте запустили только в Татарстане.
12 нарушителей «пойдут под суд»
В столице Татарстана Казани новые правила действуют с 22 ноября. Со 2 декабря тут начали проводить рейды по выявлению пассажиров без QR-кодов. За неделю было выявлено 12 нарушителей и их собираются судить.
«За неделю контролёры выявили 12 нарушителей, на них были составлены материалы об административном нарушении, которые уже переданы в суд», — говорится в сообщении местного (Казань) МУП «Метроэлектротранс».
Минимальная сумма штрафа составляет 1 тыс. рублей для физлиц, для должностных – от 20 тысяч рублей, для юридических – от 100 тысяч рублей.
QR-коды в городском транспорте Москвы, Санкт-Петербурга и других городов
В ноябре Общероссийское объединение пассажиров обратилось к вице-премьеру и председателю оперштаба по борьбе с распространением коронавируса Татьяне Голиковой с просьбой не вводить QR-коды в городском транспорте.
«Все эти меры не имеют обоснований и не позволят снизить темпы распространения коронавируса, но приведут к банкротству тысячи транспортных предприятий по стране. Это обстоятельство будет способствовать транспортному коллапсу российских городов и снижению транспортной доступности пассажиров», — говорится в обращении.
Сам факт такого обращения свидетельствует о том, что обсуждение пропускной системы с QR-кодами по примеру Татарстана, рассматривается в стенах Госдумы. Официальной информации на этот счёт нет, но председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Кирилл Поляков, открыто сказал, что присматривается в этом вопросе к Татарстану.
«Посмотрим, как получится реализовать идею введения QR-кодов в общественном транспорте в Татарстане. Всё будет зависеть от эпидемиологической обстановки и желания наших горожан вакцинироваться», — сказал Кирилл Поляков.
В Общероссийском объединении пассажиров считают, что введение QR-кодов для посадки в общественный транспорт не поможет справиться с распространением коронавируса.