Раньше мы знали о страховом мошенничестве разве что из западных детективов «про красивую жизнь». В них авантюристы срывали миллионные куши с помощью манипуляций со страховками на роскошные особняки и яхты; авантюристки разоряли страховые компании, инсценируя кражи застрахованных «бриллиантов» (на деле, как правило, обычных стекляшек); рекой лилась кровь богатых родственников, убитых ради получения страховки…
Теперь же это явление прочно вписалось и в нашу современную жизнь. Так, по данным опроса, проведенного в августе газетой «Комсомольская правда», почти две трети граждан так или иначе сталкивались со страховым мошенничеством.
Врач сообщила в Одинцовскую прокуратуру, о её подкупе фармкомпанией
И, судя по результатам этого опроса, лишь для четверти людей, подвергшихся атаке мошенников, эта встреча закончилась благополучно: заподозрив неладное, они успевали выйти из ситуации прежде, чем она начала угрожать их кошельку. А вот половине опрошенных газетой повезло меньше: они «попали».
При этом Москва, к сожалению, рассматривается страховыми мошенниками как лакомый кусок – люди здесь, по их представлениям, более зажиточны, к тому же более финансово грамотны и чаще, чем жители других регионов, страхуют себя и свое имущество от различных рисков. Так оно и есть. По статистике, в прошлом году примерно половина проданных страховых полисов пришлась на Москву и Московскую область: 18 396 697 и 1 389 836 полисов соответственно из 40 722 085 зарегистрированных в целом по стране.
Мини-исследование «Комсомолки» подтвердило предположение об одной из тенденций страхового мошенничества. Так, отвечая на вопрос о том, как обезопасить себя и не попасться на уловки мошенников, две трети респондентов призвали приобретать страховые полисы непосредственно в офисах страховых компаний, а также проявлять максимальную осторожность при оформлении страховки через сайт компании. Из чего можно сделать вывод, что «погорели» эти люди именно на удаленных видах страхования. Мошенники уверенно шагнули в цифровое пространство. И «продвинутые» жители столицы, все чаще предпочитающие экономить время и оформлять различные услуги, в том числе финансовые, через интернет, оказываются под ударом.
Сигналы о «разводах» при оформлении страховок через сайт якобы страховой компании доходят до страхового сообщества регулярно.
Так, широкое распространение получили так называемые сайты-клоны, отличающиеся от настоящих сайтов буквально одной буквой в названии либо доменным адресом (например, .com вместо .ru). Поэтому страховщики предупреждают своих клиентов: покупая полис удаленно, обязательно убедитесь, что делаете это на официальном сайте компании. В противном случае останетесь и без страховки, и без денег.
Посетителей сайтов-двойников подстерегает и еще одна опасность. Такие ресурсы, кроме «продажи» подделок, активно промышляют «фишингом» — сбором личных данных, в том числе сведений о пластиковых картах и банковских счетах граждан. Предоставить эти данные страховой компании при оформления полиса – вполне логичное действие. Но когда такого рода информация попадает в руки мошенников, это очень опасно. Лишиться можно не только денег, уплаченных за «страховку», но и остальных средств.
Для подтверждения подлинности сайта страховой компании Банк России внедрил специальную маркировку в поисковой системе «Яндекс». Это зеленый кружок с галочкой и надписью «Реестр ЦБ РФ».
Наращиваемый нашими правоохранительными органами опыт борьбы со страховым мошенничеством также четко демонстрирует, что в основном потерпевшими от действий аферистов становятся люди, пожелавшие «сэкономить», — предупреждает юрист Сергей Смирнов.