Со стороны бизнеса как спикеры и организаторы участвовали две профессиональные ассоциации, которые продвигают интересы независимых автосервисов (РАСТО) и дилерских центров (РОАД). Со стороны образования участие было также широким и ответственным: ФУМО, Комитет по профобразованию, руководство и представители десятки колледжей Москвы и Московской области, ВУЗов, отраслевых научных центров.
Конференция имела комплексный, максимально практический, формат: презентации и обсуждения в зале, выставка компаний — работодателей в фойе, мастер-классы с экспертами от ведущих мировых производителей автокомпонентов и оборудования для авторемонта для групп студентов колледжа в учебных мастерских. Посетили конференцию неравнодушные, глубоко вовлеченные в сотрудничество бизнеса и образования поставщики компонентов и автоцентры, эксперты рынка, СМИ, тренеры и представители системы образования.
Высокий темп и насыщенную информационную повестку сразу задал модератор дня — Сергей Кожухов, руководитель проекта АКАДЕМИЯ РОАД, заместитель председателя HR-комитета Ассоциации РОАД, руководитель комитета СПКА по профессиональному образованию в автомобилестроении.
Участников встречи поприветствовал Илья Пименов, вице-президент РОАД. Он отметил: сейчас для бизнеса два вопроса «как работать?» и «с кем работать?» критически важны. Вот почему в самых загруженных графиках руководителей высшего уровня всегда находится место для тематики обучения, молодых кадров, сотрудничества с колледжами и ВУЗами. Это своего рода «хорошо забытое старое», лучшая практика советского периода, которую стоит восстановить. Тогда сферы профобразования и производства не просто соприкасались, но глубоко, системно взаимодействовали и взаимопроникали. Понимание запросов бизнеса, потребностей образования создавали единую повестку.
Сейчас важно восстановить общение «на одной волне». Только так можно повысить ценность образования, эффективность использования средств бюджета и, что не менее важно, поддержать молодых людей в их стремлении осознанно строить траекторию своего профессионального роста.
Конференция, тем более в комплексном формате – важный публичный шаг, сильный импульс для дальнейшего налаживания связи бизнеса и образования.
Ольга Селезнева, Председатель ассоциации «РАСТО», руководитель технического центра «ВОЛИН» представляя сторону бизнеса – ассоциацию независимых автосервисов – предложила всем руководителям автосервисов как можно быстрее воспользоваться возможностями дня для налаживания прямых контактов с представителями среднего профессионального образования, повышения осведомленности и создания здесь и сейчас возможностей для привлечения и подготовки собственных кадров, организации практики студентов на своих предприятиях и более широко – практического вхождения в сотрудничество бизнеса и системы образования.
Вот план на день, который Ольга Селезнева предложила участникам:
- потенциальным работодателям наладить прямые связи с ближайшими колледжами;
- рассмотреть все свои наличные вакансии и соотнести с кандидатами, благо, встреча проходит прямо в учебном корпусе одного из лучших колледжей столицы;
- посетить мастер-классы поставщиков компонентов и оборудования, а это 12 топовых мировых брендов, которые даже в сложное время оказались готовы вкладывать время и ресурсы в развитие молодых российских кадров!
Первый спикер встречи — Сергей Лебедев, заместитель директора ГБПОУ г. Москвы «Колледж автомобильного транспорта №9», председатель совета Федеральное учебно-методическое объединение в сфере среднего профессионального образования, сразу обозначил цели взаимодействия бизнеса и образования (они оказались во многом симметричны взглядам господина Пименова) и перешёл к анализу текущих проблем. Перечислил их:
- неполное соответствие подготовки выпускников требованиям реального бизнеса;
- слабая осведомленность бизнеса и колледжей друг о друге, даже когда компании и учебные центры расположены рядом;
- низкая или недостаточная активность бизнеса в улучшении образования и донесения своих запросов;
- неготовность колледжей и иных структур образования слушать бизнес и затем адекватно вносить коррективы в обучение.
Но все не так плохо, если проблемы поняты и движение навстречу друг другу бизнеса и образования уже началось! В 2022 году ожидается ряд сильных и важных шагов, в т.ч. утверждение профессионального стандарта «специалист по мехатронике», к обсуждению тонкостей которого спикер пригласил подключаться немедленно. В 2023 году ожидается ввод в учебную практику еще двух стандартов специальностей сферы автосервиса, по ним также открыт процесс актуализации совместно с бизнесом.
Спикер выделил три сегмента сотрудничества.
- Заложить реальные, работающие механизмы оценки квалификации, требования к специальности на этапе разработки стандартов. В том числе определить, нужен универсал или узкий специалист? Под требования подстроить процесс обучения и либо начинать специализацию сразу, буквально в первый год обучения, либо на финальном этапе, в ограниченном объеме. От бизнеса именно в таких вопросах нужна четкая постановка целей.
- Сотрудничать в процессе подготовки кадров, начиная от экскурсий на производство, онлайн и офлайн-занятий – до полноценной производственной практики. Колледж может дать теорию и научить учиться, но погрузить в производство, запустить систему наставничества можно лишь во взаимодействии с предприятиями. Тут стоит упомянуть и т. н. «дуальную» систему подготовки.
- Создав некие правила и нормы, постоянно контролировать и корректировать их. Участвовать в экзаменах, аттестации, оценке качества учебных программ, знаний студентов.
Владимир Слободчиков, «Автомобильно-дорожный колледж» города Бронницы, поделился опытом сотрудничества с бизнесом и сознательно акцентировал внимание не на успехах, а на проблемах. Когда теория сталкивается с реальностью, красивые планы могут получить слабую реализацию. Спикер использовал известный образ — «лебедь рак и щука». Вроде есть общее желание сдвинуть дело с мертвой точки… но также есть и неготовность выбрать общее направление приложения усилий. Увы, примеров масса, причем с обеих сторон! Система образования обременена бюрократическими правилами. Так, она регламентирует отправку на практику групп по 25 учеников и более. Какой реальный техцентр готов «переварить» такую группу, дать студентам шанс поработать, а не постоять «у стеночки», где они никому не мешают? Речь ведь не только о столице и городах-миллионниках, но и малых городах, где размер техцентров очень компактный.
Решили вопрос практики? Так после выпуска встанут новые, еще сложнее. Например, оценка успеха обучения, уровня подготовленности молодого специалиста. У бизнеса нет единых требований. Спикер подтвердил слова примером оценки базовой работы — выполнения сварного шва. Одни предприятия допускают огрехи шва и ценят скорость работы, другие требуют полной бездефектности. Одни ждут знаний в простейших технологиях, другие хотят получить сразу опытного сварщика, знакомого с разными технологиями, видами оборудования, оснастки. В итоге угодить всем – невозможно…
Ольга Селезнева снова взяла слово и рассказала о личном положительном опыте в рамках ассоциации « РАСТО» и техцентра «ВОЛИН».
Одной из приоритетных целей ассоциации является профессиональная подготовка молодых кадров на базе учебных центров крупных СТОА. С 2019 года ассоциация приняла схему развития «флагман — СТОА по региону , малые автосервисы, колледжи и техникумы – спутники». Центр коммуницирует с федеральным центром , собирает и обрабатывает информацию необходимую для работы, обучения, повышения квалификации, «спутники» коммуницируют с ним, расширяя свою подготовку, тем самым повышая профессиональную компетенцию и квалификацию.
«Ассоциация — это не про сиюминутную прибыль. Нам важен обмен опытом, успех совместного выживания и роста каждого участника. Также общий доступ к передовым технологиям ремонта через поставщиков оборудования и запчастей, владеющих ноу-хау и готовых делиться», — отметила Ольга Селезнева.
За три года ассоциацией проведено более 200 разнообразных встреч. Их площадками и активными участниками стали колледжи, производства в разных регионах РФ, тематические выставки, мастер-классы, тренинги, учебные классы техцентров и многое другое. Тема общения — программы оценки учебных программ и уровня преподавания, налаживание контакта с родителями нынешних и будущих студентов, «родительские дни», культурные мероприятия, дни открытых дверей…
«Мы начинали с некоторого пессимизма — нет ничего, ни кадров, ни информации, ни ресурсов. Сейчас настроение иное, мы стали более уверены в своём деле, мы нашли партнеров и единомышленников».
Хотя рынок НСТО очень сложный, в нем нет достоверной и полной статистики. Сколько компаний в рынке, чем они занимаются, какова их эффективность? Все неопределенно, отчасти скрыто в серых схемах.
Официальные дилеры знают и точное число своих техцентров, имеют полную статистику по бизнесу продаж и обслуживания.
Но это не повод прекращать работу! Более 1000 молодых людей приняли участие в опросе РАСТО. Как они видят проблемы образования и становления в профессии?
Удалось выявить базовые проблемы:
- нет реальной практики на производстве;
- обучение и рынок труда не согласованы;
- мотивация студентов низкая, им «неинтересно», потому что многие не понимают свою будущую профессию, не ценят, не видят перспектив;
- для молодых трудна взрослая жизнь, в которой неизбежны — дисциплина, штрафы, строгие рабочие требования.
За три года ассоциация выработала свой способ введения в профессию «Школа автомеханика». Это авторская методика, цель которой дать все самое необходимое и полезное начинающему специалисту. Или, иными словами, допуск к простейшим операциям в реальной ремзоне одновременно с получением базовой теории, буквально три месяца идет дуальное обучение на производстве автосервиса.
Был проведен анализ обращений клиентов. 70% не требовали высокой квалификации механика, так что идея интенсива подтвердила жизнеспособность.
Формат подготовки: три месяца, пятидневка, каждый день четыре часа теории и столько же практики. Так удается не отпугнуть от трудностей, а наоборот, мотивировать к совершенствованию, показать: все возможно, и результат придет довольно быстро, не надо ждать годами.
За год по авторской методике подготовлено 30 механиков. Которые готовы работать в реальном сервисе, понимают условия труда и оплаты, отношения в коллективе, общение с клиентом.
Программа не просто дает знания и навыки. Она пробуждает интерес! Опытные наставники. Просторные, чистые цеха и самое современное оборудование, средства индивидуальной защиты. Автомобили — настоящие. Все это притягивает, мотивирует!
«Техцентрам нужны молодые люди, которые сознательно приходят в профессию», и мы должны их вовлечь и подготовить сами, — резюмировала Ольга Селезнева. – Мы видим важность социального предпринимательства. Как мы сами росли? Живое окружение, книги, шахматы, спорт, общение — а не телефон и соцсети. Приглашать в профессию надо как можно раньше. Мы начинаем с профориентации детей. Буквально с детского сада! А еще готовим видеоролики, книги. Спонсируем спорт, фестивали рабочих профессий. Мы хотим сказать молодым: мамы и папы не вечны, зарабатывайте сами! Будьте заинтересованы. Идите вперёд, во взрослую жизнь».
Мотивация молодых, популяризация профессии, реальная практика, интенсивные курсы – все это меняет «плохую» статистику прошлых лет к лучшему.
Три года назад статистика подмосковных колледжей показывала ничтожные 2-3% трудоустройства по специальности. Для участников программ сейчас показатель вырос до 20%. Это огромный прорыв.
Практика — критически важна. Молодой человек должен прийти в цех, погрузиться в живую и обязательно здоровую производственную среду. Без воровства, лени и неуважения к клиенту, к качеству работы.
Николай Янковский, заместитель председателя «РАСТО», Руководитель по развитию сервиса «Вианор Сервис и Маркет»., высказал свой взгляд на проблемы образования. По его словам, доля тех, кто не будет работать по специальности высока заведомо, уже при поступлении в колледж. Это подростки, которым будущее выбрали родители без учета их мнения; это дети состоятельных семей, очевидно не готовые работать в «грязной» и не очень денежной профессии; это физически слабо развитые подростки (часто с избыточным весом), для которых сложно выдержать высокие нагрузки. Они приходят учиться без всякой мысли о дальнейшей работе в автосервисе. Без мотивации и интереса. Или, что еще более досадно, без физической возможности справиться с работой.
Из сказанного спикер сделал ряд выводов-пожеланий:
- надо точнее и честнее говорить о профессии на этапе приема в колледжи, для чего – привлекать практиков бизнеса в том числе;
- надо активно развивать физподготовку во время обучения;
- надо обязательно обеспечивать с первых курсов посещение реальных техцентров, чтобы ученики пробовали себя в деле, а не жили иллюзиями.
Многое в авторемонте нельзя обеспечить теорией, только практикой, только своими руками. Это не знания, это – навыки, сноровка, привычка.
А еще надо понимать: бизнес не всегда пассивен из-за безразличия к теме молодых кадров. Техцентры малого и среднего размера просто не способны тратить значительные ресурсы на обучение, на введение в профессию молодых. Для сети техцентров «Вианор», где работает сам спикер, месяц на адаптацию – это норма, а время сверх того – уже проблема, избыточный расход ресурсов.
Завершая выступление, спикер предложил серьёзно отнестись к худшей трагедии молодого поколения нашей страны. Это, в понимании Николая Янковского, – легкие, незаслуженные деньги, родители подменяют ими общение с детьми.
Полученные без труда деньги – страшно развращают, убивают интерес к работе, уничтожают самостоятельность.
Конечно, решить такую проблему на конференции невозможно. Но обозначить – необходимо. Последствия «бесплатных денег» — это выпускники, которые никогда не придут в профессию.
Зато других, мотивированных, техцентры готовы ждать, разыскивать и доучивать. Например, тех, кто после колледжа уходит в армию, готовы принять в коллектив после демобилизации, обеспечить наставником и всеми условиями для полноценной стажировки. Это сложно и долго… зато создает реальный кадровый резерв.
Проекты взаимодействия бизнеса и образования последовательно представили участники конференции – официальные автодилеры.
Виталий Какурин, СП «Бизнес-Кар», руководитель проекта в рамках РОАД, рассказал о регулярной активности: онлайн встречах, офлайн экскурсиях в «Бизнес-Кар» и иные компании; ярмарках вакансий в разных регионах. Пригласил изучить «Единую базу практики», реализованную как портал praktikant-road.org, которая позволяет студентам получить первый опыт в крупных стабильных компаниях, выбрать удобное расположение места практики, интересующий автобренд. Кроме того, имеется возможность пройти «тест-драйв» ряда профессий.
Для компаний — членов РОАД проект открывает возможность пополнения базы кадрового резерва и успешного закрытия вакансий.
Далее опыт работы со студентами изложили Екатерина Дронова и Юлия Фуртад, ГК «Рольф». Более 600 заявок было обработано только в минувшем году, более 120 студентов прошли практику, лучшие получили приглашение в компанию.
Солнцев Алексей Александрович, заведующий кафедрой МАДИ, профессор, доктор технических наук отметил важность коммуникаций между работодателями и студентами. МАДИ имеет широкий список предприятия для прохождения производственной и преддипломной практики. Также проинформировал участников конференции о новых направлениях образования в институте.
Ярмарка вакансий от ведущих дилерских и независимых центров Москвы и Московской области
Пока в зале конференции шли сессия докладов, ниже, на первом этаже, учащиеся колледжа получали те самые практические знания и навыки, о дефиците которых так много было сказано в зале наверху.
12 брендов, вопреки всем политическим и экономическим сложностям, привезли оборудование и материалы, пригласили тренеров-экспертов брендов, чье время расписано на месяцы вперед – и общались с будущими мастерами авторемонта. Наверное, это лучший показатель реальности взаимодействия бизнеса и образования.
Выражаем огромную благодарность Администрации ГБПОУ г. Москвы «Колледж автомобильного транспорта №9», Коллективу учебного центра «Бизнес Кар», Партнерам ассоциации «РАСТО» Mahle, Motul, Mirka, KOCH CHEMIE, Tenneco | DRIV, Hunter, Евросив, KYB, АkzoNobel, Автодата, ООО «ТРЕНИРОВОЧНО-СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР «ЗАЩИТНЫЕ РЕШЕНИЯ», Ассоциации «РОАД».
Авторы статьи Селезнева Ольга и Демченко Оксана