??В настоящее время, как никогда ранее, вопросы мобильности бизнеса и, соответственно, контроля расходов, становятся особенно актуальными. В настоящем выпуске газеты «BUSINESS» мы коснемся темы телефонной связи, расходы на которую занимают значительную долю в общей структуры расходов малого и среднего бизнеса.
Прежде чем мы перейдем к детальному описанию отдельных сервисов и компаний, я хочу вкратце рассказать о ситуации, сложившейся на рынке интернет-телефонии. В 2006 году, когда этот рынок только развивался, было несколько крупнейших игроков, предоставляющих в Интернете услуги интернет-телефонии и еще одна компания-выскочка — Skype.
Среди крупных игроков можно отметить Yahoo с сервисом Yahoo Messenger и Google с их Google Talk. Нужно понимать, что когда мы упоминаем крупные компании, речь идет об их положении на рынке в целом, а не на рынке интернет-телефонии. Такие гиганты, как Microsoft, Yahoo и Google, за 4 года так и не смогли серьезно усилить свои позиции. В то же время компании, предоставляющие услуги IP-связи через карточки, год от года теряют свою актуальность.
Сегодня на рынке интернет-телефонии есть два крупнейших игрока по доступности услуг, их минимальной стоимости. Первый — это Skype, в котором делают акцент на специальных тарифах, тогда как сама цена минуты разговора не всегда дешева. Второй – компания Betamax, под крылом которой собраны десятки виртуальных операторов (а если точнее, сайтов по предоставлению доступа к интернет-телефонии) с почти одинаковой и очень низкой стоимостью минуты разговора и сервисом free calls.
Именно Skype и сервисы Betamax сегодня являются оптимальным способом дешевой междугородней и международной связи. Для России также актуальным остается другой способ недорогих звонков по межгороду – это карты IP-телефонии. Третий способ – специальные тарифы операторов, как яркий пример могу назвать уже архивный тарифный план «Единый» от компании Мегафон, в котором стоимость звонков на городские и мобильные номера внутри страны и даже за границу была вполне низкой. А теперь перейдем к рассмотрению отдельных компаний и предоставляемых ими услуг, чтобы составить общую картину рынка и понять, чем пользоваться, если вам нужна недорогая междугородняя и международная связь.
«КАРТОЧНАЯ» ТЕЛЕФОНИЯ
В России по сей день пользуются популярностью карточки IP-телефонии. Компаний, которые предоставляют подобный вид услуг, существует несколько десятков, поэтому я не буду рассказывать обо всех, а отмечу наиболее популярные. Хочу заметить, что этот вид дешевой международной связи и в России медленно, но верно сдает свои позиции, некоторые операторы просто прекращают выпуск карт и предоставление услуг по ним (например, компания TARIO), некоторые продолжают предлагать эту услугу, однако параллельно начинают вводить новые сервисы, чтобы оставаться на плаву (компания Арктел).
Главный плюс IP-карт перед другими способами международных звонков — для их использования не нужен компьютер, смартфон или специальный стационарный телефон с поддержкой VoIP. Достаточно домашнего или мобильного телефона: вы просто звоните оператору и просите соединить вас с таким-то номером, назвав при этом данные купленной карты, либо же используете сервис по автоматическому соединению с абонентом. Система неудобная, но она работает, и к ней привыкают, те, кто не может разобраться сам, просто звонят оператору, и ему помогают.
Можно перечислить еще десяток компаний, карты которых есть в широком доступе, например, оператор со звучным именем «Халява», РОЛ (Golden Telecom), Martix, Зебра, Манго и другие, однако стоимость минуты для всех этих операторов варьируется в пределах 50 копеек, иногда больше, иногда меньше. Отмечу, что карты «Центел» и «Арктел» наиболее популярны, их можно найти в различных киосках и продуктовых магазинах, так что можно считать их основными игроками рынка карт IP-телефонии и по их стоимости составлять общее мнение об этом сегменте рынка.
«КЛАССИЧЕСКИЙ» МЕЖГОРОД
Еще один сегмент рынка — это операторы, предоставляющие доступ к междугородней и международной связи без всяких карт, а при вводе пользователем определенного кода перед номером абонента. Есть несколько подобных операторов, но основным является «Ростелеком» (http://www.rt.ru/). При таком способе звонков человек просто берет домашний телефон и набирает номер товарища, которому хочет позвонить в Китай, США или куда-то еще. Просто перед самим номером вводится код оператора, а оплата звонка происходит в конце месяца дополнительным счетом за телефон. Этот способ звонков появился не так давно как ответ операторов фиксированной связи на резкое снижение потребителей, использующих для междугородних звонков услуги этих операторов.
Единственное преимущество такого способа перед картами IP-телефонии — удобство использования. Вам не нужно идти в магазин и покупать карту, вводить ее код и т.д. Просто нужно запомнить один трехзначный (если не ошибаюсь) код, который и вводить перед номером вызываемого абонента. На этом плюсы заканчиваются. Смотреть тарифы операторов неудобно, искать информацию о том, какие операторы предоставляют эту услугу, тоже неудобно. Но главное – стоимость подобных звонков по сравнению с другими способами междугородней связи просто космическая.
SKYPE ДЛЯ БИЗНЕСА
Великий и ужасный Skype на сегодняшний день находится вне конкуренции среди операторов VoIP-телефонии. Если полтора года назад популярность Skype на фоне других клиентов (Yahoo Messenger, Microsoft Live, Gizmo5 и др.) можно было объяснить только сарафанным радио и тем, что в «скайпе» многие чатятся, а не звонят, то сегодня эти аргументы не работают. С вводом универсальных тарифов компания заткнула за пояс большинство конкурентов, которым просто нечего противопоставить. Исключением стал, пожалуй, Betamax.
В чем же сила тарифов Skype? В компании придумали безлимитные тарифы для ряда направлений: пользователь может бесплатно звонить в эти страны из любой точки мира с помощью Skype, установленного на компьютер, ноутбук, телефон или смартфон.В Skype также есть и обычная возможность звонков со стоимостью минуты разговора.
Что можно касается стоимости минуты, она в Skype для большинства стран ниже, чем у «карточных» операторов, причем стоимость звонков в города России с помощью Skype также дешевле, чем с помощью карточек. У других компаний, которые предоставляют VoIP, например, Yahoo, Microsoft и Gizmo5, тарифы примерно такие же. Однако они не так широко известны и популярны, во-первых, потому что у них нет аналогов тарифам Skype, во-вторых, потому что эти приложения в большинстве своем менее удобны в использовании. В-третьих, если говорить о России, то только Skype оплатить можно таким большим числом способов. Например, банковской картой любого банка (лично я оплачивал картами трех банков, и ни с одним платежом не было проблем) или с помощью Яндекс-Денег.
Заключение
Если пытливый читатель задастся целью найти оптимальное решение для международных звонков, то удивится доступному количеству сервисов, которых в Интернете не десятки, а сотни. Skype, Yahoo Messenger и проект Betamax – это самая верхушка айсберга под названием интернет-телефония. Именно эти программы я могу рекомендовать тем пользователям, которые хотят без лишних хлопот начать пользоваться интернет-телефонией.