Предновогодний ажиотаж сделал курьеров самым востребованным ресурсом на рынке. Цены на разовые доставки существенно выросли, компании готовы тратить миллионы, чтобы удержать дефицитный персонал и справиться с валом заказов. Такой вывод делает «Российская газета», после опроса заметных игроков рынка — «Сбермаркет» и «Самокат».
«Дефицит курьеров на рынке грозит срывом предновогодних доставок», — заявляет «РГ».
Возможно, перераспределение доходов сборщиков заказов Яндекс.Еды в пользу курьеров, заставило компанию объявить о снижении зарплат первых. Тем самым вызвав волну негодования, которая вылилась в забастовку.
«Причиной недовольства и поводом для забастовки стал новый график, из-за которого средний заработок сборщиков упадёт с 26 тыс. до 16 тыс. рублей в месяц. Они также недовольны нынешними условиями труда, в частности, за опоздание на 10 минут заставляют бесплатно отработать смену и штрафуют на 1,5 тыс. рублей. Также в предновогодние и праздничные дни они вынуждены работать по обычному тарифу, несмотря на кратно возросший спрос», — рассказывают в профсоюзе «Курьер» г.Кемерово.
В первый день забастовки, по словам участников, им удалось добиться срыва работы Яндекс.Еды в городе.
«Как итог, нам удалось заблокировать все точки в этом городе. Мы хотим принести извинения клиентам сервиса. Нам очень жаль, что мы не смогли выполнить ваши заказы», — рассказывают на видео, опубликованном в группе профсоюза «Курьер» два молодых человека в масках и с плакатом, на котором написано «Яндекс.Беда».
По состоянию на 28 декабря известно, что Яндекс провёл переговоры с протестующими и частично пошёл им навстречу. А именно, были отменены штрафы в 1,5 тыс. руб. за десятиминутное опоздание и сохранён доход за смену (до этого ребята отрабатывали день за 0 руб.). Также были введены частичные доплаты: новогодняя ставка с 31 декабря по 1 января в размере 260 руб. и 195 руб. за работу в период с 2 по 3 января.
По данным профсоюза «Курьер», 31 декабря должны пройти решающие переговоры сторон. На повестку вынесено обсуждение возможности установления «адекватных сроков выполнения заказов в зависимости от сложности» и «введения праздничных тарифов в размере 170 рублей/час на период с 20 декабря по 10 января». Также протестующие хотят добиться того, чтобы Яндекс.Еда выплачивала им «бонусы за размер заказа, качество и скорость его сборки».
«Бонусы есть у Новосибирских сборщиков Яндекс. Почему их нет у Кемеровских», — задаются вопросом протестующие.
Судя по видео опубликованным в группе профсоюза «Курьер», бойкот кемеровского отделения Яндекс.Еды поддержали: водители такси, недовольные покупатели, курьеры и сборщики Яндекс.Еды.
Также СМИ сообщают о массовых протестах водителей Яндекс.Такси прошедших в декабре.
Обновление: 29 декабря, на следующий день после публикации данного материала, пресс-служба сервиса Яндекс.Еда предоставила в редакцию следующий комментарий:
«Сервис работает штатно, доставка продуктов доступна из всех магазинов, подключенных к сервису в Кемерово. Время доставки стандартное — 40-90 минут, в зависимости от расстояния от магазина до покупателя. Сборщиков хватает, в предновогодние дни для партнеров, которые собирают заказы в магазинах, предусмотрена удвоенная ставка за час, повышенная ставка будет действовать и в первые дни нового года. Сборщики получают оплату за час, с момента началы работы сервиса в Кемерово, ставка выросла на 30%, в среднем они собирают до двух заказов в час на человека. Сейчас средний заработок сборщика в Кемерово в месяц — 25-30 тыс. рублей. Это выше заработка в продуктовом ритейле города.
Сборщики самостоятельно выбирают, когда и на сколько часов выходить, смены могут быть длительностью 6 или 12 часов. Никаких изменений в графике не было.
Штрафов для сборщиков в сервисе нет. При сильном опоздании сборщики восстанавливают себя на смене через службу поддержки, получая оплату за всё отработанное время. Очень подробно расписали эту процедуру для новичков в официальных каналах новостей для партнеров (прикладываю скриншот). При возникновении вопросов, они всегда могут оперативно связаться со службой поддержки. От скорости сборки оплата не зависит, плотность заказов на сборщиков пока не очень большая. Потерять доступ к заказам можно только за систематическое нарушение стандартов сервиса — например, порча продуктов, постоянные невыходы и опоздания и т.д., правила единый по всем регионам, где есть доставка из магазинов.
Мы сотрудничаем в городе с Лидер Консалт Персонал — они предоставляют нам услуги по сборке и сами нанимают сборщиков. Наш партнер находится в диалоге сборщиками. Сегодня Лидер Консалт Персонал организовал с ними встречу, на которой сборщики задали все интересующие их вопросы».