Ввиду наступления летнего сезона, когда многие озадачены мыслью, куда пристроить своё чадо, чтобы оно росло, образовывалось и становилось культурным успешным человеком, газета «BUSINESS» провела еще одну встречу с директором частной школы «Феникс-ВБ», Зверевой Татьяной Ивановной. При первой встрече нас интересовал вопрос о самой школе – чем детей кормят, как учат и как заботятся о безопасности. Сегодня мы хотим поговорить об уникальной программе обучения – Школа 2100.
1. Татьяна, расскажите, в чем заключается ключевая особенность программы «Школа 2100»?
Образовательная система «Школа 2100» – целостная образовательная модель развивающего, вариативного, гуманистического, личностно-ориентированного образования, основанного на идее «педагогики сотрудничества». В отличие от традиционной системы обучения учащийся выступает не как объект процессов обучения и воспитания, а как равноправный участник образовательного процесса.
Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?».
2. Кем она была разработана? Кто составлял методические материалы?
В основе образовательной системы «Школа 2100» лежат идеи и опыт Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, а также П.П. Блонского и П.Ф. Каптерева, нашедшие свое продолжение в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и взятые за основу научными руководителями «Школы 2100» Ш.А. Амонашвили, А.Н. и А.А. Леонтьевых, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой и многих ученых, которые активно занимались вопросами педагогики в последние десятилетия.
Теоретически образовательная система «Школа 2100» опирается на классические образцы российского образования, лучшие традиции советской школы и современные достижения в области образования. На практике разработки образовательной системы «Школа 2100» реализованы более чем в 300-х учебниках и учебных пособиях, над которыми работали более ста ведущих ученых и педагогов России.
3. Данная программа более насыщенна занятиями, нежели обычная школьная программа или ребенок менее загружен?
Обучение в рамках данной образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые «Школой 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения. Таким образом, сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным.
Главная цель программы — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
4. Какую направленность имеет школа 2100? Развивает математические способности или способности к гуманитарным наукам? Или, может быть, иностранные языки?
Концепция «Школы 2100» предполагает непрерывное образование по всем традиционным школьным предметам, а также предлагает ряд курсов, способствующих эстетическому и гуманитарному образованию и воспитанию детей («Риторика», «Синтез искусств» и др.).
5. А каким образом реализована оценка знаний ученика?
В рамках «Школы 2100» педагог не только сам оценивает знания и умения ученика, но и учит учащихся в процессе диалога самостоятельно оценивать свое умение применять знания и навыки. Качественная оценка успехов трансформируется в оценку по традиционной пятибалльной системе для учащихся 2-11 классов.
6. Оставляет ли подобная программа обучения время для всестороннего развития ребенка? Музыка, рисование и т.д. Как спросят дети – «домашки» много задают? =)
Учебно-методический комплекс «Школы 2100» включает в себя большую часть необходимых для всестороннего развития ребенка учебных дисциплин и дополнительных курсов.
7. Много ли времени за домашними заданиями с детьми придется проводить родителям?
Пособия «Школа 2100» ориентированы на максимальную отработку и закрепление знаний и умений на уроке, что позволяет в значительной степени снизить нагрузку учащихся при выполнении домашнего задания. Для воспитанников детского сада программа составлена таким образом, что домашнее задание и дополнительные внеурочные занятия детям не требуются. Объемы домашнего задания для среднего ученика начальной школы требуют для своего выполнения ежедневно около 1 часа, для учащихся средней и старшей школы – от 1,5 до 2 часов.
В условиях обучения ребенка в школе-полупансионе для родителей просто не существует проблемы подготовки домашних заданий.
8. Какие экзамены у Вас сдают ученики?
Образовательная система «Школа 2100» базируется на Федеральном образовательном стандарте России, поэтому экзамены сдают только учащиеся выпускных классов.
Девятиклассники сдают 4 экзамена, из них два обязательных (русский язык и математика) в новой форме ГИА (Государственной итоговой аттестации, часто называемой «малый ЕГЭ») и два экзамена по выбору в любой форме (ГИА, традиционная форма по билетам, защита рефератов и проектов). Выпускники 11 класса сдают экзамены в форме ЕГЭ, два обязательных (русский язык и математика), остальные по выбору – необходимые для поступления в выбранный вуз.
9. Предусматривает ли школа 2100 непосредственную подготовку к поступлению в ВУЗ или проф. училище?
В процессе обучения «Школа 2100» формирует личность, которая обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; владеет представлением о мире; умеет самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; толерантен, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других; эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей; способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
Благодаря этому учащиеся получают шанс на достойное место в жизни, вполне готовы к обучению в любых учебных заведениях среднего специального и высшего образования, а также, в дальнейшем, к успешной профессиональной деятельности.
10. Сколько лет длится обучение и возможен ли переход с другой программы на школу 2100 в любое время, а не только с начала года?
Образовательная система «Школа 2100» — единственный в России современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Программа обучения в рамках «Школы 2100» рассчитана 3 лет до окончания 11 класса.
Образовательная система «Школа 2100» является по сути новаторской и в значительной степени отличается от традиционных систем. Однако она базируется на лучших традициях российской школы и соответствует Федеральным стандартам образования. Поэтому переход учащегося с традиционной системы обучения на обучение в рамках «Школы 2100» вполне возможен на любом этапе обучения при условии тьюторской деятельности педагогов.