ТРИУМФ АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА

В последнее время инвестиции в произведения искусства стали модными и прибыльными. Еще несколько лет назад интерес коллекционеров к российскому искусству ограничивался узкой прослойкой ХХ века. Сегодня русские аукционы проходят дважды в год в Лондоне (в апреле и декабре) и ежегодно в Нью-Йорке. Аукционы и ярмарки, как любая азартная игра, — способ заработать или потратить деньги. Чтобы оставаться «в плюсе», нужно не только понимать правила игры, но и разбираться в ценообразовании, эволюции спроса и соотношении эстимейта и провенанса.

Как правильно вложить деньги в искусство? Как не прогадать?

Если Вы решили вложить свои активы в художественные инвестиции, газета «BUSINESS» поможет разобраться во всем многообразии арт-рынка, исключив все возможные риски.

Летние месяцы – пора затишья в сфере арт-рынка. Но тем не менее, для желающих уже сейчас включиться в «азартную игру» арт-рынка предлагаем обратить внимание на русские лоты июльской ярмарки Master Drawings, которая будет проходить с 3 по 9 июля 2010 года в Лондоне. Здесь будет представлена графика русских художников Ильи Репина и Алексея Харламова.

Ну а пока арт-рынок находится в сезонном «отпуске», предлагаем ознакомиться с беспрецедентной ретроспективной выставкой произведений Александры Экстер, которая проходит в Московском музее современного искусства и продлится до 22 августа 2010 года.

Талант Александры Экстер триумфально подтвержден рынком искусства. Она является одной из самых дорогостоящих художниц. Инвестиционный потенциал работ Александры Экстер на сегодняшний день сдерживает только ограниченное предложение — и живопись, и графика особенно ценных периодов (1910-е, 1928—1929) остаются большой редкостью как на аукционном, так и на галерейном рынке.

Редкость и качество работ Экстер вызывают бурный ажиотаж среди коллекционеров Европы и Америки. Многие лоты продаются за сумму в несколько раз превышающую первоначальную стоимость, указанную в каталоге. Цена качественной живописной работы 1910-х годов может запросто превысить 1 миллион долларов, и такие примеры не единичны. Даже цены на графику Экстер на мировых аукционах обычно входят в диапазон 60—100 тысяч долларов.

Один из последних ценовых рекордов на работы Экстер зафиксирован на осенне-зимней неделе «русских торгов» аукциона Sotheby’s, где картина Александры Экстер «Венеция» при оценке в 900 тысяч фунтов была продана по цене чуть более миллиона фунтов.

Надо отметить, что в последние годы частных коллекционеров особенно интересует русский авангард первой половины XX века. Я бы даже сказала, что на аукционах русский авангард иногда вытесняет западноевропейский. Хотя, конечно, по ценам картины русских и западноевропейских классиков еще состязаться не могут. Так в марте 2010 года на аукционе Christie’s за рекордную сумму 106 482 500 долларов была продана работа Пабло Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст» — одна из знаменитой серии сюрреалистических картин 1932 года, на которых Пабло Пикассо затейливо преобразил свою новую возлюбленную Мари-Терез Вальтер. Но интерес к русской живописи растет год от года, а финальные цены в разы превышают эстимейт (который тоже увеличивается с каждым аукционом). Бум на рынке русского искусства еще только начинается, и то, что сегодня уходит за сотни тысяч, завтра будет стоить миллионы.

Александра Экстер — одна из ярчайших звезд русского авангарда. Это ее Бенедикт Лившиц назвал «амазонкой и скифской наездницей». Она была неизменной участницей почти всех крупных выставок нового искусства — содружества «Бубновый валет» и «Союза молодежи», «№ 4» и «Трамвай В», «Магазин», «5?5=25» и других. Передовое русское искусство начала XX века невозможно представить без произведений этой художницы — если их исключить, картина окажется неполной и многое потеряет в своем своеобразии. С именем Александры Экстер связано такое принципиальное направление в истории русского искусства, как кубофутуризм — совершенно особый «русский» вариант футуризма. Именно Экстер часто была проводником новых идей в русской живописи.

В 1924 году Александре Экстер посчастливилось выехать в творческую командировку в Италию, где она приняла решение на родину не возвращаться и переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне.

В течение многих лет Экстер знакомила отечественного зрителя с последними достижениями парижского авангарда. Подолгу живя в Париже, будучи в приятельских отношениях с Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Робером и Соней Делоне, Гийомом Аполлинером и многими другими яркими фигурами той эпохи, Экстер пропагандировала их творчество в России. И не только пропагандировала, но и своим искусством во многом указывала пути адаптации их открытий русскими художниками.

За границей Экстер не потеряла себя, нашла своего рода отдушину в театре: оформленные ею спектакли в московском Камерном театре — «Фамира Кифаред», «Саломея», «Ромео и Джульетта» — вошли в историю как подлинные шедевры, отмеченные ошеломляющей красотой костюмов и декораций. В историю искусства вошли и ее знаменитые костюмы марсиан для фильма Якова Протазанова «Аэлита». Довольно успешной была работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Так что, возможно, в феномене «парижской моды» есть вклад и нашей бывшей соотечественницы.

Творчество Александры Экстер принадлежит на равных России и Франции, и творческое наследие художницы поделено в основном между этими двумя странами. Начиная с 1910-х годов, Экстер принимала участие во многих знаковых выставках в Париже, буквально до последних своих дней выставлялась на парижском «Салоне Независимых». Об искусстве Александры Экстер писали выдающиеся французские критики — Гийом Аполлинер, Вальдемар Жорж, Морис Рейналь и другие. Парижский период творчества Экстер (после 1925 года) никогда не был полноценно представлен в России, а данная ретроспективная выставка дает возможность зрителю познакомиться с некоторыми произведениями этих лет.

Понадобилось более сорока лет после кончины Александры Экстер для того, чтобы ее талант наконец обрел коммерческое признание.

Работы Экстер редко встречаются на аукционах, в частных галереях и музеях современного искусства. Коллекционеры в США познакомились впервые с ее работами в 1975 году в Нью-Йорке, когда галерея Хатона устроила ее первую коммерческую ретроспективную монографическую выставку. Затем, в 1991 году в Италии были представлены ее театральные работы.

Проект Московского музея современного искусства — первая ретроспектива Александры Экстер, позволяющая осознать творческие открытия этого ведущего представителя русского авангарда. В экспозицию вошли станковые произведения, графика, эскизы костюмов и декораций, а также уникальные авторские рукописные книги (livres manuscrits), которые никогда прежде не выставлялись. Впервые широко представлено театральное искусство Александры Экстер.

К выставке издан масштабный каталог, состоящий из монографического очерка, публикаций ранее не известных архивных и рукописных материалов, библиографии, перечня выставок, научного аппарата и изобразительного ряда — репродукций произведений Александры Экстер.

Мы планируем регулярно знакомить наших читателей с расписанием ближайших аукционов, ярмарок и торгов, на которых представлено русское современное и классическое искусство. В каждом номере газеты «BUSINESS» — знаменитые аукционные дома Sotheby’s, Christie’s, Bonhams, Drouot, MacDougall Auctions (единственный аукцион, специализирующийся исключительно на русском изобразительном искусстве), крупнейшие ярмарки современного и классического искусства, галереи и выставки – все, что уже давно является объектом инвестирования и одним из активно используемых способов надежного размещения капитала. Ведь произведения искусства будут покупать всегда. Немаловажный фактор – устойчивость арт-рынка к экономическим и политическим кризисам.

Подписывайтесь на BUSINESS