Выход из Совета Европы означает и выход из Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Таким образом, россияне больше не смогут обращаться за защитой своих прав в ЕСПЧ, говорит юрист Татьяна Саввина. При этом Страсбургский суд сохранит компетенцию по рассмотрению уже поданных жалоб (на конец прошлого года их было более 17 000) и жалоб на нарушения, которые имели место до выхода России из СЕ, уточняет глава международной практики «Агоры» Кирилл Коротеев.
Все вынесенные ЕСПЧ постановления по этим жалобам остаются обязательны для России и комитет министров сохранит полномочия по надзору за их исполнением. Правда, что будет делать комитет, если РФ откажется эти постановления исполнять, пока не совсем понятно, признается Коротеев, добавляя, что подобных примеров в истории еще не было.
Именно на уровне Совета Европы в прошлом веке обсуждался отказ от смертной казни, а совсем недавно вырабатывался подход по ограничению прав граждан в пандемию.
Стоит отметить, что Россия давно готовила почву для выхода из ЕСПЧ: сначала поправки 2015 года в ФКЗ «О Конституционном суде», которые наделили КС правом разрешать не исполнять решения ЕСПЧ, затем изменения в Конституцию двухлетней давности, которые закрепили возможность неисполнения решений межгосударственных органов (к которым относится ЕСПЧ) в ст. 79 Основного закона.