РОСНЕФТЬ И BP: СОВМЕСТНОЕ ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ

…сначала суд в Лондоне наложил арест на всю сделку целиком: и по обмену акциями, и по созданию совместного предприятия для освоения Арктического шельфа. Затем дело перешло в Стокгольмский арбитражный трибунал. Там повторили решение Лондонского суда в пользу российских партнеров BP, российским акционерам ТНК-BP — так называемому консорциуму AAR (в него входят «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга).

РОСНЕФТЬ И BP: СОВМЕСТНОЕ ОСВОЕНИЕ АРКТИКИAAR обвинил ВР в нарушении акционерного соглашения, по которому все сделки с профильными российскими компаниями британцы должны были согласовывать с советом директоров ТНК-ВР. Суд поддержал консорциум по всем пунктам иска, запретив, помимо прочего, стратегический альянс ВР и Роснефти, обмен акциями между компаниями и совместную работу в Арктике. BP решила апеллировать решение трибунала, для того чтобы добиться разрешения хотя бы для одного элемента сделки — обмена акциями с Роснефтью — по которой Роснефть могла получить 5% акций BP, а BP могла поднять свою долю в капитале Роснефти до 11%. Этот вопрос пока не решен, но, если следовать букве и духу закона, то судьи тогда должны были лишь подтвердить свое предыдущее решение, что они и сделали. Однако Стокгольмский арбитраж не смог принять однозначного решения по вопросу возможного обмена акциями ВР и Роснефти. Трибунал продлил действие временного запрета на сделку до последующего уведомления.

Нескромные желания России

Если мы из соглашения обеих компаний отбросим все громкие высказывания, то ясно увидим, какие цели преследует российская сторона в этом вопросе. Российской стороне выгодно, чтобы Роснефть, которая контролируется российским правительством на 75% , то есть практически единолично, получила 5% голосующих акций в BP. Как известно, российские государственные компании не очень-то и пускают в крупные акционеры западные компаний, а здесь это был бы гигантский прорыв.

BP — это англо-американский гигант, солидная респектабельная компания, 5% которой, фактически, контролируется двумя людьми в российском правительстве: Путиным и Сечиным – «главнокомандующими» российского ТЭК. Неслучайно в Америке и Англии возникли протесты против этого. Говорили, что есть некий политический смысл в подобной сделке. BP согласились на все условия, но вдруг выяснилось, что у них есть соглашение с так называемыми российскими партнерами. Почему «так называемыми»? Да потому что и Accees и Renova – это американские компании, которые работают в России. Владельцы компаний – «бывшие» российские олигархи, впоследствии ставшие американскими гражданами. В итоге нельзя сказать однозначно, какая конкретно компания оказалась в партнерах у BP — то ли американская, то ли российская.

BP работает по российскому сценарию

Вторая часть сделки предполагает поднятие доли BP в Роснефти до 11%, что, фактически, можно представить следующим образом: мягко говоря, не очень респектабельную Роснефть, после того, как она приобрела имущество раздербаненного, ЮКОСа, взяли, да и «узаконили». BP залезла в Россию практически по самые уши. Дело все в том, что в России у BP находится 24% ее запасов нефти и газа, которые стоят на балансе у компании. Фактически, российские руководители могут вызвать руководителя BP и сказать, буквально, следующее: «если вы хотите продолжать работу в России, а у вас здесь чуть ли не четверть запасов, то извольте действовать по такому-то и такому-то сценарию». Так, в принципе, и получилось, потому что BP это сотрудничество было совершенно не нужно. У руководства (надеюсь, понятно, какого) есть очевидный план: получить, для начала, хотя бы часть контроля над англо-американским гигантом BP и пройти туда, куда, в общем-то, не пускали наших. Но план этот пока не сработал.

Думаю, в ближайшее время будет продолжаться какое-то административное давление на вот этих самых партнеров BP (по последним новостям, уже идет) по совместному предприятию. Возможно, им придется продать свою долю кому-то из российских «крупняков» ТЭКа, например, Газпрому или самой Роснефти. Или же британцам создадут абсолютно невыносимые условия для работы. Но цена сделки будет очень большой, потому что BP — компания стабильная и коммерчески вполне рентабельная.

BP здесь предстает совершенно несчастной компанией: она была вынуждена отказаться от очень хорошей части аллюминиевого производства. Они продали его за 680 миллионов долларов только за тем, чтобы мобилизовать хоть какие-нибудь средства, чтобы расплатиться по экологическому ущербу, причиненному ими в Мексиканском заливе. У компании безвыходное положение — с Россией она завязана по самые уши.

Арктические декорации

В Карском море итак проблем хватает. Там только два месяца в году можно в сопровождении ледоколов запускать специальное судно, с которого можно сделать сейсмическую съемку и посмотреть перспективные структуры, которые, впоследствии, надо будет бурить. А теперь представьте, как за эти два месяца вы погоните туда буровую платформу, которая начнет функционировать в таких сложных условиях. А условия и на самом деле не из простых. Платформе надо будет постоянно уворачиваться от айсбергов, стамух и торосов. Как там добывать нефть? Помимо льда, немало трудностей доставляет и глубина, которая, в среднем, составляет порядка 130 метров. Однако в тех местах, где совместному предприятию предстоит добывать нефть, глубина достигает до 400 метров, поскольку приходится прямиком на Новоземельскую Впадину.

Отстали технологически

По экономическим и экологическим причинам добыча нефти в Карском море нерентабельна, а опасность экологической катастрофы чрезвычайно высока. Вот представьте себе усиленный танкер, защищенный двойным корпусом с ледовой защитой, специально созданный для того, чтобы его выводить круглый год из Карского моря. Так вот необходимо чуть ли не каждый такой танкер сопровождать ледоколами. Если этого делаться не будет, экологическая катастрофа неминуема. Бурение даже одной скважины будет сопряжено с такими проблемами, а уж налаживать там какую-то добычу — задача практически невыполнимая на данном уровне развития технологий. Необходимо строить искусственные острова, чтобы, своевременно маневрируя, уворачиваться от плавающего льда. Естественно, искусственный остров никто там строить не будет. На такой глубине, в этой впадине, установить платформу, пусть даже на якорях или на чем-то там еще, или плавающую, саму себя ориентирующую по спутникам — это совершенно нереально.

В свое время Газпром обнаружил в краях Карского моря два крупных месторождения: Ленинградское и Руссановское. Однако руководство Газпрома тогда приняло решение о неразработке этих месторождений, так как технологически это сделать было не возможно, равно как и сегодня.

BP в тусовку не вошли

BP заработалась в России и, видимо, у руководства компании возникла такая иллюзия, что личной протекции со стороны высоких политических руководителей – мощного административного ресурса — достаточно для того, чтобы какую-то сделку, пусть даже весьма сомнительную, объявить законной. А вот и не получилось! Дело все в том, что российские партнеры BP выбрали неплохой момент для сопротивления: им совсем не выгодно, чтобы BP заключило сделку с их конкурентом внутри России. А сейчас российское руководство не может позволить вести себя по отношению к этим олигархам, так называемым, тем же способом, как вело себя с ЮКОСом. Или как выживало Shell из Сахалина-2. Или как отбирали Ковытку. Как поступит BP со своими партнерами по совместному предприятию, пока абсолютно не понятно. Партнеры эти, так называемые российские, могли бы договориться о том, что они купят часть акций ВР, а потом на эти деньги, вероятно, станут совладельцем Роснефти. Но Роснефть не хочет их пускать в совладельцы — им интересно приобрести крупного иностранного западного партнера, а не эту троицу.

Таким образом, вся эта шумиха с сотрудничеством BP происходит из-за того, что у России состоялся большой отток капитала за первые три месяца 2011 года, а без иностранных инвестиций ТЭК нашей стране просто так не поднять.

Автор: Шевченко Денис Сергеевич

Подписывайтесь на BUSINESS