В РОССИИ КОНЧИЛСЯ БЕНЗИН

Вслед за трагическими событиями для японского автопрома, о которых мы писали в прошлом выпуске газеты BUSINESS,  и  проблемами отечественных автовладельцев пришли новые неожиданности. На  этот раз уже совсем не детские. После бесконечных обвинений со стороны  ФАС  в сторону российских нефтяников,  результатом которых обычно являлись публичное «грожение пальцем» и штрафы,  об  уплате  которых,  естественно, не сообщалось,  на  Россию  –  крупнейшую  по  своим  природным  богатствам  страну  –  накатился топливный кризис. Ситуация кажется на грани абсурда и явно за границами логики граждан. Но не бизнеса.

В РОССИИ КОНЧИЛСЯ БЕНЗИН

В России разразился настоящий топливный кризис. Высокая налоговая нагрузка на нефтедобывающий сектор толкает представителей нефтяного бизнеса на продажу топлива в зарубежные страны. Запасов топлива на ведущих НПЗ страны хватит максимум на две недели. Однако, несмотря на все громкие заявления правительства насчет налоговых послаблений и повышения пошлин, цены на бензин продолжают расти.

Вынужденные маневры нефтяников

При этом, несмотря на оптимистические заявления, источники известного ресурса AutoNews.ru в нефтегазовой среде говорят, что в рознице рост продолжится и составит никак не 5-7% до конца года, как ранее прогнозировал глава НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. «Продавцы бензина, включая и госкомпании, готовятся к очередному заявлению Владимира Путина о ценовом сговоре и расследовании ФАС, потому рост цен продолжится, – утверждает источник. – Делается это с одной целью – снизить потом цену на 50-70 копеек и отрапортовать о том, что поручения премьер-министра и ФАС выполнены – цены снижены. А в итоге бензин к лету подорожает на один-полтора рубля».

Осень цены не остановит

Рост цен на бензин продолжится осенью. Пока, конечно же, рано говорить о том, что литр Аи-95 в России будет стоить столько, что и в Европе (около 60 руб.), но до отметки в 40 руб. за литр качественного топлива он вполне может приблизиться.
В России одни из самых высоких цен на бензин среди нефтедобывающих стран. Например, в Саудовской Аравии литр 95-го стоит около 4,42 руб., в Ливии – 8 руб., в Азербайджане – 13,67 руб. Представители российских нефтяных компаний неоднократно объясняли высокую стоимость топлива в России большой налоговой нагрузкой. Доля налогов и акцизов в цене топлива составляет 60%, жалуются они. А высокие прибыли объясняют продажей нефти на экспорт.

Бензиновые пошлины растут

Премьер-министр России Владимир Путин распорядился поднять экспортную пошлину, сделав продажу бензина за рубеж невыгодной.
Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011 г. составит 408,3 долл. за тонну, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% – по сравнению с действовавшей в апреле. По сообщению ИА РБК со ссылкой на источник в финансово-экономическом блоке правительства РФ, такое решение было принято накануне, 28 апреля, на заседании президиума правительства.
Ранее правительство РФ приняло постановление, в соответствии с которым экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, включая бензин, должна была с 1 мая 2011 г. составить 304 долл./т (в апреле 283,9 долл./т).

По словам источника, изменение в постановление должно быть внесено в самое ближайшее время. Коэффициент экспортной пошлины на бензин будет повышен до 90% от пошлины на нефть. В настоящее время коэффициент на светлые нефтепродукты, в том числе на бензин, составляет 67% от пошлины на нефть. Эти меры направлены на борьбу с дефицитом топлива в регионах.

Нефтяникам подсластят жизнь

Как пишет Российская Газета, одновременно минэнерго и минфин должны подсластить пилюлю нефтяным компаниям. Им поручено рассмотреть вопрос о компенсирующем снижении акцизов или налога на добычу полезных ископаемых. Напомним, что по состоянию на 29 апреля 2011 года НДПИ составляло 419 рублей с тонны добытого обезвоженного, обессоленного и стабилизированного продукта, умноженные на ряд коэффициентов.

Малым поставщикам тоже досталось

По мнению Российской Газеты, кроме роста экспорта бензина в минэнерго называли еще одну причину — проблемы с малыми поставщиками. Именно с них начался весь этот бензиновый переполох. И некоторые эксперты уже предположили, что крупные поставщики не примут воспользоваться случаем и начать передел рынка. Однако Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников, это мнение не поддерживает. «На самом деле, небольшие компании, которые занимаются спекуляцией, так или иначе, контролируются крупными. Абсолютно независимых компаний очень мало. Полностью независимый нефтепереработчик может выжить только в том случае, если у него не меньше 25 АЗС или он является единственным в каком-либо регионе или городе. Что достаточно сложно себе представить», — уверен ведущий эксперт.

А в Питере всё спокойно

Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу не зафиксировало в городе резкого скачка цен на топливо. Как сообщает пресс-служба ведомства, в городе также не наблюдается дефицита в поставках какого-либо автомобильного бензина.

Обсуждение проблемы возникновения дефицита топлива в регионе несколько дней назад озвучил президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. Он связал это с тем, что на внутреннем рынке за первые месяцы 2011г. были увеличены объемы топлива на экспорт. По прогнозам экспертов, острую нехватку топлива и рост цен на бензин на АЗС жители города могут почувствовать уже после майских праздников. По словам О.Ашихмина, в наиболее тяжелой ситуации могут оказаться АЗС, которые принадлежат частным компаниям. «Нефтяные компании обеспечивают свои АЗС. Частные — распродадут за неделю-полторы остатки и ограничат продажу», — пояснил эксперт.

 

автор: Бардовский А.Н.

 

ТЕКСТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Опубликовано 29 апреля 2011 г.Вступает в силу 1 мая 2011 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Внести в ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств — участников соглашений о Таможенном союзе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 311, следующие изменения:
в позиции «Легкие дистилляты; средние дистилляты; газойли» кодыТН ВЭД ТС «2710 11 — 2710 19 490 0» заменить кодами ТН ВЭД ТС «2710 11 110 0 — 2710 11 310 0, 2710 11 700 0 — 2710 19 490 0»;
после позиции «Легкие дистилляты; средние дистилляты; газойли» дополнить позицией следующего содержания:
«2710 11 410 0 — Бензины товарные 408,3 доллара США».
2710 11 590 0
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2011 г.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Подписывайтесь на BUSINESS