Похоже, знак “Сделано в России” уже не так вдохновляет к покупке отечественных товаров, как раньше. В Одинцово появился новый вид ценников со знаком “Сделано в Подмосковье”. Такие ценники можно увидеть в сети магазинов “Пятёрочка” ритейлера X5 Retail Group. При этом товаров, произведенных в Московской области, на полках лежит больше, чем соответствующих ценников. Возникает вопрос: ценники “Сделано в Подмосковье”, размещённые только на определённых товарах, призваны:
- подчеркнуть низкую стоимость товара, обусловленную низкими транспортными издержками?
- подчеркнуть высокую стоимость товара, обусловленную “домашним” производством и гарантией высоких вкусовых и иных его качеств?
В любом случае, в подмосковной торговле продуктами питания и не только намечается новое (преждевременное ?) направление развития – соперничество не столько между российскими и зарубежными производителями, сколько между производителями разных регионов России.
Просмотр товаров, обозначенных ценником “Сделано в Подмосковье”, сопровождается мыслями не о том, насколько хорошо в России делают данный товар, а о том, чем этот товар, сделанный у нас в Подмосковье, отличается от аналогичного в Москве или, например, в Смоленской области.